Ольга Лапшова
Мастер-класс «Уроки лепки»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС
Уроки лепки :
Цель: Повысить компетентность педагогов ДОУ в обучении дошкольников предметной лепке.
Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетка.
Используемая технология: активные методы обучения.
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс „Уроки лепки“» размещена в разделах
Сегодняшний мастер-класс посвящен проблемам обучения детей простейшим приемам лепки. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель, начиная с I младшей группы и до самой школы, учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И от того, насколько воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что лепить - это весело и легко, настолько и ребенок будет воспринимать занятия лепкой не как нечто недосягаемое, а как веселую игру, занимательное действо, в результате чего появляются знакомые предметы быта, животные, птицы.
Я предлагаю вам пройти основной курс предметной лепки, начиная с I младшей группы и до подготовительной к школе группы и покажу вам основные приемы лепки, на базе которых ребенок в дальнейшем сможет вылепить многие предметы.
I младшая группа
Условия:
Воспитатель лепит за столом с подгруппой детей (5-6 детей)
Детям дают доски и пластилин в виде колбаски длиной 5-6 см.
Методика:
1. Познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. От него можно отделить кусочек». Таким образом, воспитатель обучает детей первому приему - отщипывание. Для закрепления этого приема детям можно предложить темы:«Корм для птиц», «Зёрнышки», «Конфетки».
2. Форма - цилиндр. Раскатываем между ладонями, сначала прямыми движениями («Беру пластилин, кладу на ладошку, и раскатываю его так – вперед-назад, вперед-назад, вот такой столбик получился»). Происходит обучение детей первому формообразующему движению - раскатыванию. Для закрепления детям предлагаются темы: «Палочки», «Колбаски», «Соломка», «Конфеты».Если ребенок не может сам, воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать, как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу.
3. Преобразование цилиндра – сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. Дети знакомятся со следующими приёмами –свертывание и соединение. Темы: «Колечки», «Бублики и сушки».
4. Лепим предметы круглой формы - шар. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик вместе с руками малыша. Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению округлых предметов. Детям предлагаются следующие темы:«Мяч», «Яблоко», «Шарик», «Неваляшка».
5. Прием – сплющивание (создание диска). Взрослый показывает, как нужно отделять кусок пластилина от целого и сплющивать его пальцами. Темы для закрепления: «Блинчики», «Лепешки».
II младшая группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец для последовательного показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы (размером приблизительно с кулак ребенка)
Методика:
1. В I полугодии закрепляются знания, которые давались в I младшей группе:раскатывание, соединение, отщипывание, скатывание шара, сплющивание шара (диск). Основное требование к заданию в этой группе - множественность и повторность изображения одной и той же формы. Темы: «Ягоды и фрукты», «Печенье для кукол», «Блины», «Мячи и шары», «Башенки», «Неваляшки» и т. д.
2. Следующий этап обучения - видоизменение шара ( расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска: лепешки, печенье, пряники и т. д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, накладывая на поверхность различные мелкие формы, из которых составляются узоры.
3. Лепка более сложных предметов, состоящих из 2 – 3 одинаковых по форме, но разных по величине частей: игрушки, изображающие животных, людей (кукла – неваляшка, снеговик, предметы (башенка, самолет, лесенка).
4. Лепка игрушек-животных, где дети учатся делить кусок пластилина на три неравные части (большая - для туловища, поменьше - для головы, совсем маленькая – для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки).
5. В процесс лепки включается работа пальцев! Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцами. Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей приемам защипывания края формы (например, при лепке пирожных, булочек, корзиночек).
6. Методика занятия:
Объяснение задания - не более 3 – 4 минуты.
Рассматривание предмета - воспитатель вместе с детьми выделяет форму предмета, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее.
Полный показ способа изображения - это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве.
Анализ работ - общий положительный.
Средняя группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец для показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы.
Все занятия в течение года носят предметный характер, но детей учат исюжетной лепке.
Методика:
1. Вводится новая форма предмета - овоид (фигура в форме яйца).Название «овоид» не дается. Темы для занятий: «Ёж», «Заяц», «Рыбка», «Кит», «Яичко», «Игрушечный мишка», «Птичка».
2. Лепка человека в самом элементарном изображении (девочка в длинной шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т. д.).
Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:
1. Кусок пластилина делят на две равные части.
2. Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).
3. Вторую часть делят пополам.
4. Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют
к вершине конуса.
5. Вторую половину пластилина делят на две равные части: из одной раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют для деталей – шапочка, воротник, пуговицы.
3. Лепка посуды.
Способы:
* Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка);
* Отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос);
* Наложение друг на друга колец и их скрепление (корзинка, миска)
4. Вводится декоративная лепка (игрушки по типу народных – птичка-свистулька, козлик-свистулька и т. п.).
Старшая группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе так, чтобы каждый ребенок мог видеть стол воспитателя, на занятиях использует образец для показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы.
Методика:
В программе старшей группы присутствуют три вида лепки : предметная, сюжетная и декоративная.
В лепке кроме конструктивного способа (из частей) вводится пластический способ (из целого куска).
Предметная лепка дается с натуры и по представлению. Когда основной задачей является овладение новой формой, даем лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению.
На занятиях по сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошка с котятами, утка с утятами и т. п.
К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин, посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.
1. Лепка человека по частям и из целого куска. Темы: «Дед Мороз», «Снегурочка».
2. Лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными. Темы: «Девочка (мальчик) в зимней одежде (в шубке, валенках)».
3. Лепка фигуры в движении. Положение фигуры требуется определить в самом начале лепки.
4. Лепка животных и птиц из одного куска. Используется стека для разрезания.
5. Лепка посуды - соединение диска (дна) и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра.
Подготовительная к школе группа
Условия:
Такие же, как и в старшей группе.
Методика:
Совершенствуется предметная, сюжетная и декоративная лепка.
В лепке используется конструктивный (из частей) и пластический способ (из целого куска)
Большое внимание уделяется лепке с натуры и лепке по представлению.
В течение всего года лепят овощи, фрукты, посуду, животных, птиц, человека.
1. Лепка посуды из колец - кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны).
2. Лепка посуды путем выбирания стекой (только при лепке глиной) - стекой выбирают лишнюю глину из шарообразной или цилиндрической формы.
3. Лепят человека не только с натуры (игрушки, но и по представлению. Темы могут быть как предметные, так и сюжетные: «Сказочные герои», «Дети делают зарядку», «Дети идут в школу», «Девочка кормит птиц», «Мальчик гуляет с собакой»
4. Декоративная лепка пластины - дети учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.
Методика проведения занятия по лепке :
I этап - определение и название цели лепки. Здесь могут быть использованы различные приемы: игровые, приход персонажа, загадки, стихи.
II этап - рассматривание натуры, которую дети будут лепить. Для рассматривания используется подлинный предмет. Дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говоря о его форме.
III этап - объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.
Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с ним, повторяя его действия.
IV этап - выполнение задания. Воспитатель может помочь тем, кто затрудняется, показывает прием еще раз.
V этап - анализ работ. Указываются положительные стороны в соответствии с образцом воспитателя, а также общие ошибки.
Заключение.
После нашей с вами работы, я думаю, что лепка станет для вас и ваших воспитанников одним из любимых занятий. Если вам понравился мастер-класс, вы на память возьмите смайлик с улыбкой, если что-то вам не понравилось – грустный смайлик. Но в любом случае данный опыт будет вам полезен.