Кирилова Людмила Ивановна
Мастер-класс «Удивительный мир космоса» для родителей и детей старшей группы по тестопластике
МБДОУ «Ординский детский сад»
Ординского округа Пермского края
Конспект
«Мастер - класса для родителей и детей старшей группы по тестопластике
«Удивительный мир космоса»
Старший воспитатель :
Высшей категории Кирилова Л. И.
2021г.
Цель мастер – класса :
Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности родителей с детьми.
Участники мастер – класса :
Родители старшей группы.
Форма проведения:
Публикация «Мастер-класс „Удивительный мир космоса“ для родителей и детей старшей группы по тестопластике» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Изо, творческие занятия
- Космос. Консультации для родителей
- Космос. Лепка, занятия с пластилином
- Мастер-классы для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
Родительская мастерская.
Продукт мастер-класса :
Выставка творческих работ родителей «Удивительный мир космоса».
Предварительная работа:
Индивидуальные беседы с родителями.
Материал:
-готовые изделия-образцы
-фото - материал
-солёное тесто
-стеки для лепки
-кисти
-баночки
-скалки
-доски
-влажные салфетки
-бросовый материал
Девиз:
Космос – вечная загадка!
Млечный путь – его отгадка!
План поведения мастер – класса :
1. Организационный момент
2. Представление технологии
3. Проведение игры «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»
4. Отгадывание загадок
5. Совместное творчество
6. Рефлексия
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер – класс.
2. Представление технологии.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.
Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы – это маленькие, чуткие исследователи, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук, а это – подготовка руки ребёнка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в самом начале обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляются боль, дрожь в кисти рук, они плачут, нервничают.
Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга», - писал И. П. Павлов.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Дети выполняют настенные украшения, забавные детские игрушки, сувениры и сюрпризы и др.
Преимущества солёного теста :
• можно приготовить в любой момент;
• легко отмывается и не оставляет следов;
• безопасно при попадании в рот.
• лепится замечательно, к рукам не липнет;
• можно сушить в духовку, а можно – просто на воздухе;
• Краска пристаёт любая;
• Поверх краски покрывается лаком – сохранится на века,
• с готовой поделкой можно играть – оно не теряет форму;
Задачи:
• Развить мелкую моторику детей.
• Развивать координацию и тактильные ощущения рук.
• Развивать интерес детей к декоративно-прикладному искусству через приобщение к народному промыслу, знакомство с его традициями, развивать духовные, эстетические и творческие способности.
• Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.
• Создать условия для реализации творческого потенциала участием в выставках, конкурсах и других мероприятиях.
• Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать своё рабочее место.
• Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
3. Проведение игры
Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей старшей группы и поиграть со мной в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз…Меркурий,
Два…Венера,
Три…Земля,
Четыре…Марс,
Пять…Юпитер,
Шесть…Сатурн,
Семь…Уран,
За ним Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.
Изделия из солёного теста имеют свою популярность не только в нашей стране.
Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из солёного теста для религиозных ритуалов.
В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.
В Китае из солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из солёного теста.
У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из солёного теста. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящая в доме – символ богатства и благополучия в семье.
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение солёного теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Чтобы создать настоящий шедевр придётся хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более, что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для детей изготовление поделок из солёного теста станет не только интересным, но ещё и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.
4. Отгадывание загадок.
Сегодня на мастер – классе присутствуют дети. И я предлагаю им отгадать загадки.
- С земли взлетает в облака
Как серебристая стрела
Летит к другим планетам
Стремительно….(ракета)
-Что за чудная машина
Смело по луне идёт
Вы её узнали дети
Ну конечно…. (луноход)
- Он черен как ночь
И звёзд в нём не счесть
Планет и созвездий
В нём множество есть
Что же это за место
Возникает вопрос
И каждый ответит
Ведь это же (космос)
- Он космос покоряет
Ракетой управляет
Отважный, смелый астронавт
Зовётся просто….(космонавт)
5. Совместное творчество.
Уважаемые родители сегодня я предлагаю вам превратиться в мастеров – мудрецов. Вам надо придумать и создать любой продукт из солёного теста на тему «Удивительный мир космоса». Это может быть космическая ракета, космический корабль, космонавт, летающая тарелка, спутник, герои летавшие в космос до людей (Белка и Стрелка,Лайка) и т. д.
Предлагаю родителям и детям перейти за столы, где располагаются образцы по тематике, оборудование и инструменты, бросовый материал для лепки.
Я продемонстрировала вам некоторые приёмы лепки из солёного теста. Таким образом, вы можете использовать данный опыт с ребёнком и в домашних условиях. В течение 15 минут выполните свою поделку, выберите полюбившийся вам способ лепки, инструменты и материалы в вашем распоряжении.
6. Рефлексия
Родители демонстрируют свои работы, аргументируя свой выбор.
Педагог организует выставку творческих работ «Удивительный мир космоса».
И благодарит всех родителей и детей за сотрудничество.
Литература:
1. И. В. Богачёв «Моё Отечество» - Россия М. ; 2005г.
2. М. Ю. Богина «Полёт в космос» Досуг/Справочник старшего воспитателя, № 4, 2003г.