Нурзида Хакимова
Мастер-класс «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение правовой культуры педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей в процессе активного педагогического общения.
Задачи мастер-класса :
передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
ознакомление педагогов с формами работы по правовому воспитанию с детьми и их родителями.
Публикация «Мастер-класс „Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников“» размещена в разделах
совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, альбом «Большие права маленького ребенка», карточки для выполнения заданий.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по правовому воспитанию с детьми и их родителями.
Мастер- класс
по теме:
«Права ребенка»
Ход мастер-класса :
1 часть – теоретическое обоснование
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Права ребенка»
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.
Для формирования у детей начальных представлений о правах, уважения к другим людям, свободах, и терпимости важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Цель моей работы: способствовать формированию основ правовых знаний, познакомить с новыми формами работы по защите прав детей.
Задачами являются:
• познакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;
• перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
• повысить уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;
• воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений
Продуктивными видами деятельности стали альбомы: «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем, домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Один день из жизни моей семьи», «Я рядом с папой», «Мы с мамочкой похожи, как две капельки воды» и др.
2 часть - практическая
Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер-классе мы вместе постараемся по - новому взглянуть на вопросы правового воспитания, узнать, как транслировать родителям положительный образ их ребёнка через составление альбома «Большие права маленького ребенка».
Конкурсы:
1. Вот маленький человек, нарисуйте ему лицо. Он только что родился, но уже имеет права определенные конвенцией.
На листах изобразите и перечислите, какие права имеют дети.
(Каждая группа работает в течении двух минут, затем представляют свои плакаты)
^ Звучит музыка. Затем представляют свои работы.
2. Я предлагаю Вам выполнить задание. Посмотрите на картинки к сказкам и скажите, какие права были нарушены по вашему мнению.
^ Озвучивают свои варианты.
Давайте мы с вами вспомним:
- В каких сказках не заботились о детях? («Золушка», «Морозко», «Хаврошечка» и др.)
- В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания? («Аленький цветочек»,«Золушка», «Царевна- лягушка» и. т. д.)
3. Положите перед собой чистый лист бумаги, нарисуйте силуэт младенца в середине листа. Поздравляю - ваш ребенок родился. Вы имеете право на имя. Напишите рядышком, как ласково вы называете своего ребенка (а затем нам зачитайте)
^ Озвучивают свои варианты.
Нам необходимо чаще ласково и нежно разговаривать с ребенком, осыпать его ласковыми и забавными прозвищами, не забывая при этом обращаться к нему по имени. Пусть в семье малыш хоть до свадьбы остается «котиком» или «лапушкой», но он твердо должен знать, что у него есть «взрослое» красивое имя. Важно, чтоб ребенок сам принял и полюбил свое имя, чтобы получал удовольствие от его звучания.
Но, к сожалению, право на имя иногда нарушается, например, в художественной литературе. Вспомните героев сказок, где нарушено это право, где вместо имени герои получают лишь кличку (Золушка, Красная шапочка, Мальчик с Пальчик, Карлик Нос, Кот в сапогах, Принцесса на горошине)
4. В правом верхнем углу напишите любимые игрушки ваших детей
^ Озвучивают свои варианты.
Вам надо высказаться какие игрушки, какие чувства вызывают и в какие игры с ними можно играть?
^ Ответы педагогов
Однако значение игры в жизни ребенка велико. Недаром в Декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Ответственность за соблюдение этого права также возложена на родителей. Игра - основная деятельность дошкольника. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями и сюжетами.
5. Следующее задание.
В левом верхнем углу напишите друга вашего ребенка
^ Озвучивают свои варианты
Ребенок, как и взрослый человек, имеет право на собственную жизнь, на свою тайну. Никто не смеет указывать: с этим не дружи, думай только так, а не иначе…Конечно, это не значит, что вам, родителям, должно быть безразлично, с кем дружит ваш ребенок. Но никто не имеет право силой переделывать жизнь человека, хоть и маленького. Ребенок имеет право на собственное мнение.
6. В нижнем правом углу напишите любимые сказки, книги вашего ребенка
^ Озвучивают свои варианты
Ребенок имеет право на образование.
Если сложить все листочки, то получиться альбом «Большие права маленького ребенка». Точно такой альбом можете сделать со своими детьми и добавлять листы новыми правами, с которыми познакомитесь в дальнейшем.
А пока наши коллеги выполняют задания, я хочу поиграть с нашими гостями.
1 вопрос. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка - путешественница».)
2 вопрос. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)
3 вопрос. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из сказки «Заюшкина избушка».)
4 вопрос. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу» («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
А сейчас,предлагаю вам поиграть в игру «А ты мне кто?», цель которой закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи.
Участники становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?
Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.
Главное для всех на свете это- мама, дом, семья.
Не обижайте близких - это лучшие друзья.
Мы знаем о законе мало, не больше всех иных,
Но знаем, важно делать то, что благо для других.
Спасибо, вам за работу активные педагоги.
За ваше старание и труд хочу вознаградить вас
Еще одним правом – правом на отдых!