Маргарита Белоус
Конспект зимней прогулки «Снегири»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 «Светлячок» г. Медногорска»
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Прогулка, как метод экологического воспитания дошкольников»
Подготовила: Белоус Маргарита Ринатовна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Медногорск
В детском саду для экологического воспитания дошкольников широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны.
Публикация «Конспект зимней прогулки „Снегири“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снегирь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
Суть прогулки заключается в том, что дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Прогулка позволяет решить следующие задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Для экологического воспитания я использую ряд методов:
Наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. На прогулке с детьми мы наблюдаем за насекомыми, за сезонными изменениями. Использую в своей работе кратковременное и долговременное наблюдение (выращивание земляники).
Наблюдения играют большую роль в экологическом воспитании ребенка. И как говорил И. Г. Песталоцци: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению».
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания объектов и явлений природы, находить связь между ними, позволяет игровая деятельность.
Подвижные игры связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражены явления неживой и живой природы («Солнышко и дождик», «Шишки, желуди, орехи» и т. д.).
Дидактические игры помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Игры с природным материалом
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
Предметные игры
«Чудесный мешочек», «От чьей ветки – детки?», игры с семенами, листьями, цветами и др.
Словесные игры
«Кто летает, бегает, прыгает», «Я опишу, а ты отгадай» и др.
Художественное слово я использую в сочетании с малыми формами фольклора. Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, повадки животных.
Целевые прогулки и экскурсии
Систематически планирую и провожу (на территорию гимназии, где находиться хвойный уголок и родничок). Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Одной из форм экологического воспитания на прогулке являются праздники и развлечения. Экологические праздники – дают положительный отклик на «природное» содержание.
Самое большое значение при закреплении нравственно - экологического опыта у детей способствует труд в природе. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Я в своей работе широко использую труд в природе. Весной мы вместе с детьми сеем семена цветов, выращиваем рассаду, затем высаживаем на клумбы, поливаем, рыхлим землю, осенью собираем семена. Всем детям очень понравилось такое занятие как выращивание картофеля на огороде.
В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Я считаю, что опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Экологическая тропа позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.
Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Посади дерево», акция «Птичья столовая», акция «Домики для пернатых» и так далее).
На прогулке я использую ИКТ : для прослушивания шума леса, дождя, вьюги, голоса птиц.
Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленных задач. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении.
Закончить своё выступление мне хотелось бы словами великого художника Леонардо да Винчи: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей! Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате, наблюдая природу, сформирует у него высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли».
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам зимнюю прогулку «Снегири». Приглашаю шесть человек для участия в прогулке.
Зимняя прогулка «Снегири»
Цель: Расширять представления о перелётных птицах (снегирь); развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; сформировать желание заботиться о живых существах.
Вводная часть
Дети одеваются на прогулку.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки – сапожки
И пойдём скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Воспитатель проводит инструктаж «Как вести себя на прогулке».
Под музыку «Белые снежинки» дети и воспитатель выходят на улицу.
(Слова И. Шаферан, музыка Г. Гладков)
Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.
Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадём,
Встанем, отряхнёмся и опять пойдём.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто прилетел на нашу ёлочку?
Дети: Птицы разные.
Воспитатель: А все ли эти птицы остаются с нами зимовать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Назовите их.
Дети называют перелётных птиц, воспитатель снимает картинку с ветки.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остались на ёлке?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Зимующих птиц очень много, послушайте загадку об одной из них.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
Молодцы!
Снегирь получил своё название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живёт всю зиму. Снегирь – красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит.
Снегири – очень красивые птицы, живущие стайкой. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него чёрные. А грудка, брюшко и щёки красные. У самцов ярко – красная грудка. А у самок – серая. Клюв у снегиря короткий, толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (чтобы доставать семена из шишек).
Как вы думаете, чем ещё может питаться снегирь? (засохшими ягодами рябины, личинками).
Зимой они прилетают в город, поближе к людям в поисках пищи. И мы с вами тоже будем помогать снегирям пережить зиму, насыпая зёрнышки и семечки в кормушку.
Подвижная игра «Снегири и кот».
Цель: научить детей бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучать помогать друг другу.
Ход игры:
Вот на ветках, посмотри (дети 4 раза хлопают руками по бокам)
В красных майках снегири (4 наклона головы)
Распустили пёрышки (частое потряхивание руками)
Греются на солнышке (4 раза хлопки по бокам)
Головой вертят (4 поворота головы)
Улететь хотят (машут «крылышками»)
Дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал: «Кот» «снегири» «улетают» в свои домики.
Дидактическая игра со снежком «Назови ласково».
Цель: образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
Перо – пёрышко;
Чёрное перо – чёрненькое пёрышко;
Серая спина – серенькая спинка;
Пёстрые крылья – пёстренькие крылышки;
Красная грудь – красненькая грудка;
Милые глаза – миленькие глазки;
Острые когти – остренькие коготки;
Длинный хвост – длинненький хвостик;
Белый пух – беленький пушок;
Круглая голова – кругленькая головка;
Мягкие перья – мягонькие пёрышки.
Воспитатель: Ну что же ребята, я думаю, мы славно потрудились, отгадывали загадки, кормили снегирей, подбирали ласковые слова. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
Игры детей с выносным материалом по интересам.