Надежда Бабичева
Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ
МАСТЕР-КЛАССА.
Тема: «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР"
Цель мастер-класса: создание информационного пространства для обновления научно-методического уровня компетентности педагогов о процессе коррекции и развития речи дошкольников на основе современных требований к предшкольной подготовке с использованием инновационных технологий и методов.
Задачи:
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-* показать педагогам эффективные технологии, методы и приемы знакомства детей со звуками, звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слов, словами для того, чтобы мир звуков и букв стал ближе ребенку, чтобы процесс чтения для ребенка был удовольствием;
-* познакомить педагогов с авторской системой подготовки дошкольников к обучению грамоте дошкольников с использованием методов Монтессори-технологии и наглядного моделирования.
-*использовать технологию «Круга» для организации педагогов, повышения концентрации внимания, снятия проявления тревожности,
-*способствовать лучшему контакту между участниками, формируя доверие их к педагогу-мастеру.
Оборудование:
-Мультимедийная презентация опыта работы с детьми;
-Модель «Планеты Красивой речи Речецветик»;
-Модуль «Буквы-вкладыши»;
-Свеча в шкатулке-подсвечнике;
-Подвижный алфавит Монтессори.
Раздаточный материал:
-Путевые маршрутные листы Звукобуквограда;
-Алгоритм «Закон ума»;
-Карандаши: простые и цветные;
-Рассыпные листы алфавита М. Монтессори;
-Дидактическое пособие: «Мозаика слова»;
-«Анкета для участника мастер-класса»
ХОД заседания
I.Вводная часть .(Участникам раздаются Буклеты к мастер-классу и анкеты)
Добрый день коллеги! Я предлагаю вам сегодня познакомиться с моим опытом по применению ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Демонстрация электронной презентации опыта работы (25 слайдов).
Педагог-мастер: Я искренне верю в то, что логопед - всегда немного
волшебник, потому что работает с волшебными (такой термин, на мой взгляд, лучше, чем "с патологией", "особенными" и т. п.) детьми и ежедневно совершает маленькое чудо. Мы, учителя-логопеды, все с полным правом можем называться волшебниками, поскольку совершаем маленькие чудеса ежедневно в процессе своей деятельности, ведь в логопедии органически сочетаются
мудрость педагогики, прозорливость психологии и милосердие медицины.
Я не от скуки на все руки: И, немножечко, невролог.
Я- учитель, дефектолог, Режиссер, артист, оратор,
Воспитатель и психолог. Маг, волшебник и новатор.
Используя эти свои функции в работе с детьми-логопатами, я комбинировала традиционную логопедическую методику, методику наглядного моделирования и Монтессори-метод в единую систему подготовки детей-логопатов 4-6 лет к обучению грамоте.
Итак, предлагаю сделать экскурс по страницам двухлетнего Проекта «Путешествие по Планете Красивой Речи Речецветик».
II. Основная часть.
1. Начинаем образовательную деятельность с детьми с дидактического КРУГА, заимствованного мною из Монтессори-педагогики, которой я остаюсь преданной более 15 лет. Круг - это "эмоциональное" начало работы. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Круг в жизни детей моей группы - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение, познакомиться с новой игрой или дидактическим материалом, пальчиковыми и словесными играми и мн. другое.
Приглашаю вас на КРУГ, традиционный в моей группе и на заседаниях РМО логопедов ДОУ. (Участники проходят в центр зала):
•Поприветствуем мир и друг друга. Приветствие сопровождается движениями:
Здравствуй, Небо голубое! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце золотое! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Матушка-Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуйте, мои друзья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
•Предлагаю передавать огонек душевности по кругу, импровизированный зажжённой свечой со словами приветствия: употребляя имена в уменьшительно-ласкательном значении: «Здравствуй, Дашенька»; и расширяя словарь признаков: «Давайте поздороваемся добрыми словами» («Здравствуй добрая, честная, умная, аккуратная Маша»). Следите за силой, тембром голоса, темпом речи.
2. Начиная работать с ребятами старшего возраста, я знакомлю их с алгоритмом любой познавательной деятельности: «Законом ума», формируя умения приобретения знаний.
Приглашаю сесть за столы и воспроизведем вместе алгоритм «Закон Ума»(участники садятся за столы и обрисовывают свою кисть руки. Идет анализ древней тибетской мудрости: «я вижу - я забываю, я слышу - я запоминаю, я делаю - я понимаю», но пойдемте дальше: «я проговариваю-я учусь, я расскажу - я знаю!».Этот Закон ума и нам сегодня поможет в приобретении новых знаний.
З. В рамках метода наглядного моделирования я предлагаю отправиться в Путешествие по Звукобуквограду-главному городу страны Златоустия Планеты красивой речи Речецветик. Чтобы путешествие наше было содержательным, интересным и безопасным - необходимо изготовить карту-модель Планеты Красивой речи. Главный город, столица ЗВУКОБУКВОГРАД -предлагаю разделиться на группы исследователей по 2 человека для знакомства с улицами, переулками, перекрестками ЗВУКОБУКВОГРАДА. Подойдите и возьмите путевые листы для исследования переулков и улиц Звукобуквограда -цветные карточки с маршрутами. (Участники мастер-класса выполняют задания практически в КРУГУ)
Задание 1: из буквенных форм - вкладышей составьте по маршрутному листу порядок жителей-звуков по переулкам (модель демонстрируется).
Задание 2: по маршрутному путевому листу Звукограда выложите переулки в следующем порядке: Воротный, Веселый, Дразнилок, Сердитый, Паровозный, Строителей (по предложенным указателям переулков).
Если вы правильно выложили звуки в переулках и переулки по порядку, то по вертикали определились улицы с жильцами-буквами:Ул. Певцов, ул. Улыбчивых певцов, ул. Громкая-Звонкая, ул. Тихая-Глухая. Переулки группируют звуки по артикуляции, а по улицам звуки группируются по характеру звучания.
Вот так вы -исследователи превратили Звукоград в Звукобуквоград-столицу страны Златоустия. Что же это за страна? Почему ее так назвали?
«Златоуст»-говорили про человека, который умел ладно и складно, четко и ясно говорить. По преданию, каждый третий житель на Руси был златоустом. Все хотят быть златоустами. Но как этому научиться? И мы вместе с детьми отправляемся в долгий и трудный путь, в сказочную страну Златоустию. Если посмотреть с высоты, Златоустия похожа на огромную ромашку. Жители ее построили себе по городку - лепестку и прекрасно произносят звуки, слова, ходят друг к другу в гости и там царит дружба и лад.
Задание 3: Представьте, что вы жители страны Златоустии, постройте городки-лепестки в виде ромашки и скажите, как называют жителей каждого города (участники прочитывают названия городков по модели) .
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 ПЛАН КОНСПЕКТ МАСТЕР КЛАССА](https://www.maam.ru/upload/blogs/164b60c2a72d4de270f1816be8e62482.jpg.jpg)
Задание 4: В Златоустии жители поэтично высказываются, выберите городок и скажите для его жителей свои чистоговорки.
Столица ЗВУКОБУКВОГРАД с городками страны ЗЛАТОУСТИЯ соединена лабиринтами СЛОГАНДИИ И СЛОВАНДИИ. Путешествовать по ним длительно, увлекательно и познавательно! И все вместе это называется ПЛАНЕТА Красивой Речи РЕЧЕЦВЕТИК.
Вернемся к Улицам и переулкам столицы ЗВУКОБУКВОГРАД. Давайте по ним прогуляемся.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Тема Инновационные подходы в формировании речевой](https://www.maam.ru/upload/blogs/748cdb8c536d728c86078bd8a04d5b82.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Готовность к обучению в школе](https://www.maam.ru/upload/blogs/9ccaf35d8061b7f6bad1bacca868f119.jpg.jpg)
Задание 5: Я вам скажу адреса звуков – жителей ЗВУКОБУКВОГРАДА, вы их соедините вместе и что может получиться (слово) Кто находит первым звук-жителя, выходит и становится в ряд друг за другом. Прочитайте получившееся слово. (ДРУЖБА)
4. Но ребятам придется писать учиться прописными буквами, их образ можно уже проработать при помощи Монтессорийского Подвижного алфавита.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ работы с Подвижным алфавитом Монтессори. Составление слова «ЛАД»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ дидактического материала «Мозаика слова».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ С «Рассыпными листами алфавита Монтессори».
Задание 6: Обведите буквы в рассыпных листах соответствующим его адресу цветом, сделать буквы цветными, заштриховав их соответствующими прописными буквами.
Вот так за несколько минут мы с вами проиграли ведущую педагогическую идею моего опыта, которая заключается в поэтапном обучении детей с общим недоразвитием речи звуковому и звукобуквенному анализу, чтению и письму посредством инновационных методов Монтессори-технологии и приемов наглядного моделирования по использованию в работе с детьми 4-6 лет в подготовке к обучению грамоте. Введение наглядных моделей и Монтессори-материалов в процесс обучения и коррекции позволяет более целенаправленно развивать фонематический слух детей.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Задачи Темочки Готовность к обучению в школе](https://www.maam.ru/upload/blogs/f7167fa827103762575bd91864b8f5d9.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Консультации Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/550282aa67cf6f55fc10d65bbb3f90a4.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Образовательная технология ОНР нарушение речи Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/56a2f1dc441e9afc3b393ec4a6ee6a75.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Оборудование Мультимедийная презентация опыта работы с детьми Модель Планеты Красивой речи Речецветик Модуль Буквы вкладыши Свеча в шкатулке подсвечнике Подвижный алфавит Монтессори](https://www.maam.ru/upload/blogs/bd6f8cf80de0f46c317634c261ba9ee0.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Раздаточный материал Путевые маршрутные листы Звукобуквограда Алгоритм Закон ума Карандаши простые и цветные Рассыпные листы алфавита М](https://www.maam.ru/upload/blogs/885765565c89e5b533a6169aea42b823.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Монтессори Дидактическое пособие Мозаика слова Анкета для участника мастер класса ХОД заседания](https://www.maam.ru/upload/blogs/672a238310c764e9855c8c15cea6dc51.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Демонстрация электронной презентации опыта работы слайдов](https://www.maam.ru/upload/blogs/bb8a31f418c233f2e91284646a28d85b.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Педагог мастер Я искренне верю в то что логопед всегда немного волшебник потому что работает с волшебными такой термин на мой взгляд лучше чем с патологией особенными и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/58e9461acb7da4eecd512263e89180a1.jpg.jpg)
III.Рефлексия.
Педагог-мастер: Снова в Круг мы соберемся и, передавая огонек души своей (свечу, выскажите одним словом характерный признак мастер-класса или работы педагога-мастера. (Участники высказывают свое мнение о мастер-классе и работе в нем)
Заключительное слово:
Способствовать развитию и пониманию детей, работать для защиты их прав - это и есть моя цель. Ребенок — человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, - все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества, Страница, которую хотелось бы заполнить. Но при этом, дети - лучшие учителя. И в моей душе звучит такой призыв: «Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с законами справедливости» это молитва от М. Монтессори и она мне близка.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью заполнения «Анкеты для участника мастер-класса»