Ирина Федоровна Хадеева
Мастер-класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области
Мастер – класс
«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников»
(материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)
Воспитатель I категории
Хадеева Ирина Федоровна
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
Публикация «Мастер — класс „Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников“» размещена в разделах
Тема: «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников».
Цель: дать представление о технологии развития критического мышления (ТРКМ) как технологии, ориентированной на компетентностное обучение.
Задачи:
— расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
— применить на практике, изученные приёмы.
Оборудование: проектор, слайд шоу, корзина, раздаточные карточки для педагогов,, тарелка с фруктами, картинки, 6 шляп.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе ТРКМ в познавательном развитии дошкольников. Надеюсь, он будет для вас интересным, полезным, и принесёт много положительных эмоций.
Чтобы атмосфера в фокус группе была уютной, комфортной я предлагаю вам
Психологический настрой «Кувшин счастья».
Поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на плодотворную работу.
Я приглашаю вас к совместной работе.
Возьмите чистый лист бумаги,
на котором расставьте числа от одного до пяти сверху вниз.
Слушаем вопрос и записываем ответ.
1. При каком императоре было отменено крепостное право?
2. Публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и других номеров по заранее составленной программе.
3. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи?
4. В каком море самая соленая вола? Почему?
5. Самая большое животное на земле?
А сейчас давайте проверим. Правильный ответ отмечаем крестиком. Сосчитайте, сколько у каждого правильных ответов.
Ответы:
1. При Александре II
2. Концерт
3. Междометие
4. Красное. Пресноводные реки не впадают в море.
5. Гигантский синий кит.
Возможно, вы не смогли ответить на некоторые вопросы из-за неожиданности такой формы работы, почувствовали дискомфорт от незнания правильного ответа,
надеюсь, что каждый из вас подумал о детях, которые постоянно попадают в подобные ситуации.
Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает педагогу жить и трудиться. Не умаляет его значение как специалиста.
Есть различные источники информации и задача воспитателя научить дошкольников пользоваться ими, научить их познавать новое, стимулировать к самообразованию.
А сейчас я предлагаю выполнить следующее задание.
- Предлагаю взять со стола один понравившийся фрукт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.
- В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных)
Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения)
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Наша педагогическая деятельность очень похожа на постоянные покорения различных высот, но у нас накоплен хороший багаж внутренних ресурсов, а с такими ресурсами нам по плечу любые инновации и педагогические технологии.
Есть различные источники информации и задача воспитателя научить дошкольников пользоваться ими, научить их познавать новое, стимулировать к самообразованию. Задача современного воспитателя не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. Оптимальной методикой для решения данной задачи является «Технология развития критического мышления»
Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Главной целью моей работы является развитие мыслительных навыков детей, необходимых не только в НОД, но и в жизни каждого ребёнка.
Данная технология позволяет решать следующие задачи:
• обучать культуре речи,
• формировать информационную грамотность, социальную компетентность.
Невозможно быстро обучить мышлению, нет такого предмета.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Ее особенность заключается в том, что она предлагает формирование осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности на разных стадиях НОД
У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники,
я прошу выйти тех,
у кого зелёный прямоугольник,
зачитать стадии НОД
Технология критического мышления включает в себя 3 стадии:
Первая - стадия вызова (создание ситуации проблемы)
Вторая - осмысления (каждый ребёнок сам для себя делает открытие)
Третья – рефлексии (закрепление и оценка того, что я узнал)
На голубых прямоугольниках – цели каждой стадии НОД,
я прошу выйти того, у кого голубой прямоугольник и зачитать цели каждой стадии НОД
На стадии вызова учащиеся получают небольшую информацию по данной теме. Необходимо «разбудить мысль».
На стадии осмысления идет работа над новым материалом.
На стадии рефлексии у детей происходит размышление над информацией.
На розовых прямоугольниках - приёмы технологии критического мышления, которые используются на разных стадиях организованной деятельности с детьми,
я прошу выйти того, у кого розовый прямоугольник и зачитать приемы тркм.
Универсальность приёмов заключается в том, что их можно использовать на любой стадии НОД.
Они помогают мне достичь определенных результатов.
Представляю вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на занятиях в детском саду» на примере произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Стадия Вызов
Приём «Корзина понятий, идей»
(На доске изображение Незнайки, условный значок корзины с вопросом)
- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
- Какие ассоциации возникают, глядя на Незнайку?
- Что вы можете сказать о Незнайке?
- Кто написал это произведение? (Н. Носов)
ПРИЁМ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся.
Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию :
творческого и аналитического мышления;
коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать других, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
фантазии и воображения;
навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.
Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.
Задание: пример «мозгового штурма»
– ПОЧЕМУ Н. Н. НОСОВ НАЗВАЛ СВОЁ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ»?
ПРИЁМ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
- О чем может быть рассказ с таким названием?
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег).
Приём «Верные – неверные суждения».
— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны поднимите красный круг, если нет, то черный круг.
Верите ли, что действие происходит в существующем городе.
Верите ли вы, что это автобиографичный рассказ.
Верите ли, что герои произведения живут дружно.
Верите ли вы, что этот рассказ грустный.
Верите ли, что у Незнайки друзья Винтик и Шпунтик.
Стадия Осмысление
ТРКМ знакомит с ещё одним приёмом критического мышления «Тонкие и толстые вопросы», приемлемым на данной стадии занятия.
Тонкие вопросы – вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
по сказке Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Тонкие вопросы
1. Как назывался город, в котором жил Незнайка с друзьями? (Цветочный)
2. На каких музыкальных инструментах учился играть Незнайка (балалайка, скрипка, медная труба)
3. К какому слову не смогли подобрать рифму ни Незнайка, ни даже поэт Цветик? (пакля)
4. Согласны ли вы, что стихи Незнайки похожи на дразнилки? (Да)
5. На каком топливе работал автомобиль, который изобрели Винтик и Шпунтик? (на газированной воде с сиропом.)
6. На какой улице жили сразу 16 малышей? (улица Колокольчиков)
Толстые вопросы
1. Потерпев аварию на воздушном шаре, Незнайка с друзьями оказались в незнакомом городе? Что это был за город и почему он так назывался?
(Весь город утопал в зелени деревьев и поэтому назывался Зелёным городом.)
2. Чем различались методы лечения доктора Пилюлькина и Медуницы?
3. Почему Незнайка поссорился со своим лучшим другом Гунькой?
4. Что такое «резиновый сок», для чего он нужен?
5. Объясните, как и почему взлетел воздушный шар, придуманный Знайкой?
6. Объясните, почему на большой высоте малышам стало холодно? Почему шар стал падать?
7. Кто выпрыгнул первым из корзины воздушного шара? Правильно ли он поступил?
8. Почему Незнайка в конце повести вместо игр стал много заниматься: читать и писать?
Приём «Синквейн» — (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Структура синквейна заключается в следующем:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – 2 прилагательных характеризующих данное понятие;
3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка – существительное-резюме, выступающее как итог.
Составьте и запишите синквейн к слову Незнайка
В своей работе использую не только классические синквейны. Но и «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
Отгадайте о ком идет речь?
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с педагогом, в группах/парах на занятии. Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Детям, после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности.
Задание фокус группе: Перед вами картинки с изображением определенных событий, которые описаны в произведении Выстроите их в логической последовательности. (Увлечения Незнайки)
Стадия Рефлексия
Прием «Кластер»
«Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Задание фокус группе: Назовите друзей Незнайки.
Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
Прием "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных дошкольников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие воспитанники испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы
2. Уточняющие вопросы.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
4. Творческие вопросы.
5. Практические вопросы.
6. Оценочные вопросы.
Задание для фокус группы:
Метод «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ. Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления :
- белая – факты
- красная – чувства, эмоции
- черная – критика
- желтая – позитив
- зеленая – творчество
- синяя – управление процессом
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра.
Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим.
А сейчас я предлагаю оценить нашу совместную деятельность. Возьмите и оденьте на голову одну из шляп.
- Сегодня на мастер классе я узнал, что … (Белая шляпа)
- Больше всего мне понравилось … Возьму с собой (Красная шляпа)
- Новым для меня стало … Где мне было легко? (Желтая шляпа)
- Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь. Что давалось с трудом? (Черная шляпа)
- Какие приемы вас заинтересовали больше всего? Реально ли применить это на своих занятиях? (Зеленая шляпа)
- Я надеваю синюю шляпу:
Итог работы. Работая по КМ, я отмечаю следующие преимущества:
• дошкольники становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.
— Мы увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения.
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»
Конфуций
Спасибо за сотрудничество!
А на память о сегодняшнем дне, мне хотелось бы подарить вот такие буклеты