МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей» (2 фото)

Елена Короткова
Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей»

Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей»
Фото «Театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей»

Цель Мастер-класса : ознакомление педагогов с приемами педагогических техник, применяемых для развития эмоциональной сферы у обучающихся.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный климат;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей“» размещена в разделах

-познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр;

-создать условия для индивидуальной и коллективной работы;

-способствовать творческой активности педагогов.

Планируемый результат

Смотивировать присутствующих на работу по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Актуальность

Проблема развития эмоциональной сферы у детей и подростков из года в год становится все актуальней и значимей. И физическое, и психологическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, а с другой — сами существенным образом влияют на него.

В последние десятилетия в жизни детей, возрастает влияние компьютерных игр, интернета и просмотра мультфильмов, которые не всегда бывают должного качества и ценза. В связи с этим, значительно уменьшается количество времени, которое дети проводят в общении со сверстниками. Это приводит к затруднению социализации в коллективе, неумению наладить дружеские контакты, выразить свои эмоции, правильно воспринять эмоции другого человека.

Занятие театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявление общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятие театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередований функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умение, знания, фантазию.

В наш театральный коллектив принимаются все желающие дети, без предварительных прослушиваний и специального отбора.

Методы и приемы

Наглядно-слуховой, словесный, практический, игровые приемы, индивидуально-деятельностный подход, дифференцированный подход.

Оборудование

Сценарный план, Методический материал (карточки с заданиями, карточки с изображением).

Участники

Педагоги дополнительного образования.

Ход мастер-класса

О себе и коллективе

Добрый день!

Одним из приоритетных направлений моей работы является развитие эмоционально-личностной сферы детей и подростков средствами театрализованной деятельности.

Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы и проведу мастер-класс, в котором вам предстоит провести активное участие. Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым. Всем известно, что театр-искусство коллективное», и изначально одной из задач, на первом году обучения у меня было сплотить дружный творческий коллектив. Впервые придя на занятие, ребята испытывают большие затруднения в общении: они стесняются педагога, друг друга, боятся выходить на сцену, при виде зрителя, не могут говорить громко и четко. И чтобы им помочь, на занятиях использую различные игры для снятия мышечного напряжения:

1. Русские народные игры: «Дударь», «Золотые ворота», «Капуста», «Бояре» и другие.

2. Психофизические игры: «Поздоровайся по-разному», «Зеркало», «Постройся по дате рождения», «Эмоджи», «Ярче всех», «Комната позитива и комната негатива», «Волшебная машина» и другие.

3. Игры превращения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Волшебная коробочка», «Глина и скульптор» и другие

4. Этюды. На занятиях по актерскому мастерству подвожу детей умению подлинно действовать в предлагаемых обстоятельствах использую развивающие упражнения – этюды, например,умение создать живую картину (школьная столовая, игровая площадка, магазин и др.). Здесь проявляется важное качество - импровизация. Такие упражнения развивают у детей логику мышления, внимание, фантазию, и коллективно-творческую деятельность. Содержание этюдов может быть самое разнообразное. Этюды могут быть одиночные, парные и групповые. Все выдуманные ситуации должны ребятам быть знакомы, по их жизненному опыту. Важно, чтобы происходила вера в происходящее,что и зачем они делают на сценической площадке.

Итак, я предлагаю для начала нам с Вами сесть в полукруг и создать себе хорошее настроение.

Упражнение «Я дарю …. здравствуйте»

Все участники по очереди отправляют друг другу «свое здравствуйте», например, «Я дарю вам радостное здравствуйте», «Я дарю вам солнечное здравствуйте» и т д.

Здорово, ну а сейчас давайте настроимся немного на рабочий лад. И немного поработаем над вниманием.

Упражнение «Хлопки»

Ведущий (им может в дальнейшем быть и ребенок) хлопает в ладоши. Задача коллектива одновременно «поймать хлопок», хлопнуть в ладоши. Когда у коллектива будет получаться, можно «имитировать обманный хлопок», далее еще усложниться и делать «двойной хлопок».

Для того чтобы взбодриться, я хочу предложить вам поиграть со мной в одну очень интересную игру. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнё ра:

- Нога к ноге (как вариант, стопа со стопой, пятка с пяткой!

- Мизинцами поздороваться с партнером, по принципу игры «мирись-мирись»!

-Ладонью дотронуться с ладонью партнера (можно кулачками стукнуться сверху и снизу!

Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:

- левое колено к левому колену!

- левое плечо к правому плечу!

Присаживайтесь на свои места.

Анализ:

-Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).

-Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния?

(Эмоции).

- Сразу же рождается вопрос: что же это такое — эмоции? (ответы).

Эмоции — это необыкновенный спектр чувств, ощущений, переживаний и волнений, благодаря которым человек взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

-Все эмоции подразделяются на два вида.

-На какие, как вы думаете? (положительные и отрицательные).

Упражнение «Эмоджи»

Участники стоят или сидят на своих местах. Педагог говорит название эмоции, участники должны проявить эту эмоцию при помощи мимики или жеста, пантомимой. Другой вариант этого задания, можно заранее приготовить карточки с названием каких-либо эмоций. Участник выбирает карточку, и демонстрирует эмоцию, не произнося слова, звуки. (лень, возмущение, шок, безрпзличие, равнодушие, любопытство, отвращение, восторг, нежность, страх (испуг, удивление, обида, грусть, радость.

Упражнение «Волшебная машина»

Педагог предлагает коллективу создать сегодня волшебную машину по производству, например, «Лени». Участники коллектива по очереди выходят в центр, придумывают какое то простейшее действие и издают какой-то звук или фразу ( как вариант: «Да ну», «Неохота», «Мама, ну еще минуточку», «Чего то не хочется», «Не, не хочу», или «Музыкальная, машина по производству звуков. Участники издают звуки или фразы, задача, не сбиться со своего звука, при этом подстраиваясь под чужой. Задание считается выполненным, когда ведущий говорит: «Машина сломалась», участники заканчивают медленно свои действия, не обрывают их.

Упражнение «Волшебная коробочка»

Ведущий предлагает ребятам погрузиться в волшебство, предложить, что комната, где они находятся, волшебная, и здесь есть один интересный волшебный предмет «Волшебная коробочка», и появиться он может в любом уголке комнаты. Ведущий берет «воображаемую коробку», показывая формы коробки, и объясняя при этом, что формы могут меняться в зависимости от того, что в ней лежит, а лежать в ней может всё что угодно. Открывает ее, и достает любой «воображаемый предмет», и показывает способ его применения в жизни, например, «Расческа». Задание напоминает игру «Крокодил». Как только загаданный предмет угадали, коробка передается следующему участнику и так далее. Последний участник этого задания ставит коробку в то место, откуда ее взял ведущий.

Упражнение «Перестрелка»

Можно делать на месте в полукруге сидя, можно стоя. Задача передать движение ладонями по схеме: «Раз, два, три хлопок. Раз, два, три прыжок» (если сидя, просто встать со своего места, и опять сесть, и передать движение ладонями следующему участнику»).

Упражнение «Дом, который построил Джек»

Участники встали в шахматном порядке. В центре ведущий. Ведущий, предлагает сопоставить слово и действие с коллективом, зачитывает стихотворение, а потом начинает «накладывать на слово действие», участники мастер-класса стараются повторить за ведущим.

Вот дом,

Который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это весёлая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это старушка, седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Упражнение «Оправдание позы»

По команде ведущего участники начинают медленно двигаться по кругу или в хаотичном порядке. По команде «стоп» все останавливаются в неожиданной для себя позе.

Нужно найти оправдание этой позы и продолжить движение. Затем когда участники осваиваются, можно предложить место дейсвия, например, магазин, участникам дается минута на раздумие, чтобы они придумали для себя свое образ героя, никому не говорить о нем, и от лица этого героя начали движение. Когда ведущий говорит «СТОП», начинает задавать вопросы участникам, например, «Как вы сюда попали», «Что вы делаете в данный момент», и тд.

Упражнение «Зоопарк»

У ведущего в руках карточки, участники по очереди вытаскивают одну из карточек, и с помощью выразительной мимики и пантомимы изображают того или иного животного. Остальные отгадывают, что за животное было показано.

Мое выступление подходит к концу. Вы получили не только удовольствие, но и положительный эмоциональный заряд. Сейчас вы возможно, немного перевозбуждены от эмоций, давайте, постараемся вернуть наш эмоциональный фон в спокойное состояние. Закройте пожалуйста глаза, а теперь закройте свои глаза ладошками, а теперь, предлагаю вспомнить мысленно, например, «самый лучший летний день», давайте вспомним, как в тот день, светило солнце, какое ваше состояние было, какие эмоции вы испытывали? Вспомните, как вам было хорошо…А теперь убираем ручки от глаз и медленно открываем глаза, ждем когда глаза привыкнут к дневному свету.

Большое спасибо за внимание.

Список литературы:

Гиппниус С. Гимнастика чувств – Серия: Золотой фонд актерского мастерства. Актерский тренинг. – СПб: «Прайм-Еврознак», 2008

Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером – М. : АСТ: АСТ Москва, СПб: Прайм-Еврознак, 2008

Кузина Е. Е. Энергия актера: миф и практика//Театральная жизнь. №3, 2008

Песочинский Н. В. Биомеханика//Театральные термины и понятия. СПб. : РИИИ, 2005

Полищук В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд. – М. : АСТ; Владимир: ВКТ, 2010

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие для развития речи и эмоциональной сферы детей своими руками «Смайлики»Дидактическое пособие для развития речи и эмоциональной сферы детей своими руками «Смайлики» Описание: дидактическое пособие предназначено для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками старшего возраста,.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаИгра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В жизни ребёнка эмоции играют важную роль, они помогают ему воспринимать действительность, реагировать на неё, чувствовать и понимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей»
Опубликовано: 23 августа 2024 в 10:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Короткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД