Наталья Лекомцева
Мастер-класс «Театрализованная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»
ЦЕЛЬ мастер – класса : повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.
ЗАДАЧИ : Побудить коллег к широкому использованию театральной деятельности, как к средству всестороннего развития ребенка.
Публикация «Мастер-класс „Театрализованная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2019
• Создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе совместной театрализованной деятельности с участием взрослых, позволяющую участникам семинара познакомиться с методами работы ДОУ.
• Познакомить участников семинара с формами работы дошкольного образовательного учреждения художественно - эстетического развития.
ИННОВАЦИОННАЯ направленность мастер – класса заключается в творческом подходе к театрализации, практическое участие в театральной постановке.
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ моего мастер – класса состоит в том, что я предлагаю коллегам проанализировать воспитательные и развивающие возможности театральной игры, а также практически поучаствовать в обыгрывании знакомых произведений.
Ход мастер- класса.
Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Меня зовут Лекомцева Наталья Сергеевна, Я воспитатель детского сада №131. И хочу начать свое выступление с небольшого лирического отступления. Жизнь каждого из нас можно представить в виде сосуда, который мы наполняем теми или иными событиями, впечатлениями, знакомствами, эмоциями и многим другим. А это мой сосуд, пока он заполнен совсем чуть-чуть. В нем немного крупных камней – это учеба в школе, институте, моя семья и любимая работа. Камушки поменьше – это хорошие знакомые, небольшие победы в профессиональных конкурсах. И самые маленькие – это чувства, эмоция и переживания мои и моего окружения, которые заполняют оставшееся место. А прямо сейчас я хочу добавить еще один большой камушек в свою вазу, этот камень означает участие в конкурсе «Дошкольное образование в лицах», который занимает большое место в моей жизни.
И так, мой мастер-класс на тему «Театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации»
Театрализованная деятельность и эмоциональная сфера человека тесно связаны между собой. Разработанный мною проект, направлен именно на развитие эмоций ребенка при помощи театрализованной деятельности.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).
Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.
Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.
Л. С. Выготский считал, что Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой, т. е содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходилось заниматься театрализованной деятельностью.
Главное условие успеха – это эмоциональная обстановка, она должна быть комфортной, спокойной и творческой.
Уважаемые коллеги, конечно каждый из Вас занимался с детьми подготовкой различных инсценировок. Конечно Вы знаете, что особенно трудным в работе с детьми является работа над образом персонажа. Чаще всего ребенок не может выразительно передать образ того персонажа, который он изображает, он стесняется, зажимается, не может передать эмоции.
Мне в помощь нужно 6 человек посмотрите, пожалуйста, на ножку вашего стула, у кого есть бела метка, тот будет моим помощником сегодня.
Я предлагаю сейчас немножко разрядить эмоциональное напряжение, успокоится и получить удовольствие от процесса.
«Я самый лучший.»
Я прошу Вас встать в круг и выполнить несложное упражнение. Подумайте, какими самыми лучшими чертами характера или способностями Вы обладаете, и именно за это Вас любят дети, и этим Вы отличаетесь от других педагогов. Говорить мы будем подкидывая воздушный шарик, повторяться нельзя, нужно стараться не уронить шарик.
Практическая ценность.
Эти игровые приемы позволяет созданию комфортной обстановке для дальнейшей деятельности ; повышает самооценку каждого из участников; умение видеть в себе индивидуальность, уникальность, талант; дает возможность ощутить себя привлекательным для окружающих.
Существуют различные направления в работе над образом, на которые я предлагаю обратить внимание в своей практической деятельности, которые помогут детям передавать более яркие образы.
Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание – определение характера образа, работа над мимикой.
Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты и особенности, присущие только ему. Практически мы показывает детям, что персонаж может быть разным – добрым и злым, веселым и грустным, ловким и неуклюжим,и т. д
Для этого предлагаю использовать несложный игровой прием «7 гномов» на картинках изображены семь гномов из сказки: Соня, Ворчун, Умник, Простак, Тихоня и Чихун. Участники вытягивают карточку с изображением гнома и без слов показывают его, остальные участники должны угадать.
Практическая ценность.
Практическая демонстрация персонажа в разных эмоциональных состояниях. Быстрое перевоплощение, развивает фантазию и способность импровизировать.
Второй важный момент – развитие эмоций.
Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.
Упражнение «Угадай эмоцию» .
На экране появляются сюжетные картинки, на которых изображены эмоции, участникам нужно угадать, затем изобразить эмоцию.
Практическая ценность: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у участников положительные эмоции.
Третий момент – работа над жестом и движением.
Его задача - научить детей запоминать движения персонажа в зависимости от сюжета произведения. Выполнять движения с воображаемыми предметами.
Для этого предлагаю использовать прием на показ - имитацию физических действий.
Игра- имитация «В лесу»
Знает лисонька – лиса
В шубе вся её краса.
Шубки нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
По завалам, по оврагам
Ходит мишка косолапо.
Любит он пчелиный мёд,
Да малину с веток рвёт.
Прокатился шум лесной,
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.
Две лягушки – хохотушки
Прыгали, скакали.
Увидали комара,
Закричали: «Ква-ква-ква!»
Ходит-бродит волк молчком,
Ушки серые - торчком.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Мышка серая бежит
По лесной дорожке.
И от страха вся дрожит –
Испугалась кошки.
Практическая ценность.
Игра на запоминание физических действий, способствует развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест.
Четвертый момент – работа над голосом.
Его задача подготовить артикуляционный и голосовой аппарат.
Для этого я предлагаю использовать различные чистоговорки, которые дети с удовольствием проговаривают.
«Чистоговорка»
Представьте, что далеко в поле мы видим много красивых коней. Они так сильно бьют своими копытами, что пыль поднимается до самого неба. Нам нужно голосом показать, что они приближаются, а затем удаляются. При этом будем четко произносить фразу : «От топота копыт пыль по полю летит.». например как дует ветер: у-у-у-У-У-У. И наоборот У-У-У- у-у-у
Практическая ценность. Развитие артикуляции, четкости дикции и воображения.
Пятый момент – работа над интонацией.
Его задача – интонационно окрасить речи персонажа, придать ей эмоциональность.
Для этого я предлагаю каждому из Вас сказать фразу так, что бы все зрители обратили на Вас внимание.
«Внимание! Внимание! Приглашаем Всех на представление!»
Практическая ценность.
С помощью этого приема ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. Она способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
И свое выступление хочу закончить, снова обратившись к моему сосуду жизни и попросить вас уважаемые коллеги, наполнить мой сосуд вашими эмоциями и впечатлениями от моего проведенного мастер-класса.