Кизилова Евгения Григорьевна
Мастер-класс с детьми и родителями «Такие разные осенние деревья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40
Мастер – класс с детьми и родителями
«Такие разные осенние деревья».
Цель: способствовать формированию у родителей представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.
Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Публикация «Мастер-класс с детьми и родителями „Такие разные осенние деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Мастер-классы для родителей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Традиционное оборудование: картон, цветная бумага, клей ПВА, кисточки, ножницы, простые карандаши.
Нетрадиционные материалы: сухие листья деревьев, бисер, пуговицы, шерстяные нитки, карандашная стружка, готовые заготовки из бумаги цветной: листики и кружочки.
План проведения:
1 Рассказ педагога «Роль аппликации в развитии дошкольников».
2 Показ презентации «Виды аппликации в ДОУ».
3Изготовление картин.
4 Рефлексия.
Ход.
1 В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду, а именно аппликация — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе данной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Аппликация имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью и в частности, влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника. Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При 2 проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. Нравственное воспитание. Аппликация должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы : различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
2 Виды аппликации в детском саду:
1. Обрывная аппликация - этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.
2. Накладная аппликация - эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
3. Модульная аппликация (мозаика) - при такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
4. Симметричная аппликация - для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. 5. Ленточная аппликация - этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
6. Силуэтная аппликация - этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
7. Квилинг - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
8. Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки.
9. Коллаж — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов.
10. Оригами — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
11. Аппликация из салфеток. Из них можно делать разные поделки.
12. Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
13. Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием.
14. Аппликация из крупы - для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды
15. Аппликация из соломы – такая аппликация необычайно привлекательна: её отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.
16. Аппликация из засушенных растений - в настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста.
17. Обратная аппликация - это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной. Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку.
18. Мозаика — это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы. Выполняется двумя способами.
19. Аппликация из ваты или тополиного пуха – такие аппликации однотонные, они нежные, воздушные, изящные.
20. Аппликация из конфетти - нащелканные дыроколом кусочки бумаги люди используют по-разному.
21. Аппликация из поролона.
22. Аппликация из изоленты.
23. Аппликация из бросовых материалов.
24. Аппликация из песка или соли.
3 Изготовление картин.
Родители вырезали из цветной бумаги стволы деревьев, а дети приклеили их на листы картона. Затем с помощью простых карандашей взрослые прорисовали крону дерева. А дети выбрали материал для своих деревьев : сухие листья деревьев, бисер, пуговицы, шерстяные нитки, карандашная стружка, готовые заготовки из бумаги цветной: листики и кружочки.
Крона из сухих листьев деревьев.
Крона из готовых шаблонов листиков, сделаных из бархатной бумаги.
Крона из разноцветных пуговиц.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Мастер класс с детьми и родителями Такие разные осенние деревья](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1672769-1538589252.jpg)
Крона из готовых заготовок листиков из цветной бумаги.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Цель способствовать формированию у родителей представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1672769-1538589299.jpg)
Крона из бисера.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Задачи познакомить родителей с нетрадиционными видами аппликации показать приемы и этапы выполнения аппликации закрепить теоретические знания в практической деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1672769-1538589346.jpg)
Крона из шерстяных ниток.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Мастер класс с детьми и родителями Такие разные осенние деревья размещена в разделах Деревья и кустарники Мастер классы для родителей Осень](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1672769-1538589394.jpg)
Из маленьких разноцветных кружочков цветной бумаги.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Нетрадиционные материалы сухие листья деревьев бисер пуговицы шерстяные нитки карандашная стружка готовые заготовки из бумаги цветной листики и кружочки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1672769-1538589451.jpg)
4Рефлексия. Каждый высказывает свои впечатления о работе.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 План проведения Рассказ педагога Роль аппликации в развитии дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1672769-1538589503.jpg)