Ирина Завялова
Мастер-класс «Создание «диалогового» взаимодействия с семьями воспитанников. ДДТТ»
Создание «диалогового» взаимодействия с семьями воспитанников по дорожной безопасности
и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
• приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
• приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
• соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Публикация «Мастер-класс „Создание „диалогового“ взаимодействия с семьями воспитанников, ДДТТ“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т. е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге.
Задача воспитателя – убедить родителей в необходимости не пропускать ни одного случая нарушения правил дорожного движения детьми – своими или чужими.
Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя нашего дошкольного учреждения перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.
Большое внимание в нашем детском саду уделяется совместной работе родителей и педагогов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников, воспитатель тщательно продумывает их участие в проводимых мероприятиях.
Формы работы с родителями.
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
Цели данной формы работы:
-выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице,
-выявление знаний родителей о собственном ребё нке: его возрастных и психофизиологических особенностей,
-выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения,
-выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
2. Родительские собрания
В начале учебного года и перед летне-оздоровительной кампанией проводятся родительские собрания, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.
Собрания проводятся в нетрадиционной форме (экскурсии, тренинги, семинары - практикумы, где родителям предлагается решить различные ситуации, возникающие на дороге, проводятся практические занятия для родителей с выходом на перекресток вблизи детского сада с целью на практике проверить компетентность родителей в соблюдении правил дорожного движения и др.
3. Беседы
На тему безопасности беседуем с родителями, как в индивидуальном порядке, так и на заседаниях семейного клуба «Вдохновение».
На заседании семейного клуба воспитатели рассказывают родителям о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разные времена года, при различной погоде. Скажем, в дождь родители должны быть особенно внимательны. Не торопится, не перебегать улицу, не закрываться зонтиком при переходе улицы. Знакомим родителей с месторасположением детского сада относительно городских магистралей, улиц и переулков, указать на наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка в детский сад, учили его азбуке улиц и дорог. Задачей нашего дошкольного учреждения сделать родителей первыми помощниками воспитателя в этом важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей. Часто предметом обсуждения становятся поведение на улице не только детей, но и самих взрослых. Родителям даются рекомендации, как вести себя в том или ином случае, как переходить дорогу с детьми, входить в транспорт и выходить из него. Познакомятся с местоположением детского сада, указываем наиболее опасные места, где следует быть особенно внимательными при переходе улицы с детьми. На улице взрослые не должны оставаться безучастными к поведению детей, вышедших гулять без сопровождения взрослых.
В ближайшее время планируем на территории дошкольного учреждения обновить автогородок. Для этого также планируем привлечь родителей.
Во время бесед и консультаций воспитатель выясняет, насколько хорошо сами родители ориентируются в таких, например, вопросах, как права и обязанности пассажиров, сигналы регулировщика и светофора, только тротуар – дорога для пешеходов, переход через дорогу.
4. Акции
В детском саду несколько лет функционирует отряд «Юные инспекторы дорожного движения». Руководители факультатива Попова Т. А., Завялова И. А. неоднократно привлекают к работе факультатива родителей. Воспитанники совместно с руководителями отряда и сотрудниками ОГИБДД неоднократно становились участниками акций. За прошедший учебный год воспитанники и родители нашего дошкольного учреждения стали участниками акции по безопасности дорожного движения в рамках «Дня правовой грамотности», а также в ежегодной акции, проводимой в нашем детском саду «Берегите нас водители-ведь вы наши родители», «Дисциплинированный пешеход» и т. д.
5. Совместные праздники, развлечения, проекты проводятся под девизом «Улицы города - территория безопасности для детей».
В детском саду есть схема «Дом-детский сад», на которой дети могут увидеть и проследить безопасный маршрут от дома до детского сада и обратно. В детском саду проводится конкурс на лучшую команду знатоков правил дорожного движения среди детей и родителей «За рулём профессионал».
В пропаганде правил дорожного движения в нашем детском саду широко используется наглядная агитация (папки-передвижки, рекламы, памятки, плакаты, фотовыставка и т. д). Цель данной деятельности – дать возможность донести до родителей в доступной форме информацию по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, напомнить родителям их обязанности и ответственность.
При выходе из детского сада нами размещена табличка-напоминание «Возьмите ребенка за руку!»
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки остаются традиционными, но она необходима для работы с родителями. Новая, красиво оформленная информация привлекает внимание родителей и дает свой положительный результат.
Вся информация по мероприятиям пропаганды ДДТ проводимых в дошкольном учреждении размещается на сайте детского сада, на страничке в инстаграме. Родители могут при желании познакомиться с деятельностью детского сада в данной области.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ОГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
2. Мастер – класс «Изготовление дидактической игры своими руками по ПДД»
Сегодня более подробно мы остановимся на дидактических играх. Разнообразные дидактические игры по ПДД родители легко могут изготовить и дома. Все игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы: изучение знаков и правильного поведения на дороге.
К первой группе можно отнести следующие игры:
- «Собери дорожный знак»;
- «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки»;
- «Собери дорожный узелок»;
- «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»; и т. д.
Во вторую группу дидактических игр по ПДД относят:
- «Большая прогулка»;
- «Дорожная азбука»;
- «Чудо- светофор»;
- «Разрезные картинки»; и т. д.
Для проведения всех этих дидактических игр необходимо изготовить наглядный материал. Это: основные знаки, регулирующие дорожное движение; светофор; изображения регулировщика; картинки или макеты различного транспорта; карта улиц с пешеходными переходами, перекрестками и зданиями.
Таким образом, дидактические игры являются одной из уникальных форм обучения, у детей через игру сформировываются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях.