Светлана Пушкина
Мастер-класс «Современная лексика в речевой работе со старшими дошкольниками»
Аннотация
Современный русский язык постоянно пополняется словами, пришедшими из других языков. Многие из них стали для нас привычными и общеупотребительными. Дошкольники также используют их в речи, но зачастую значения многих слов им непонятны.
Предлагаемые задания и упражнения призваны расширить словарь детей, сделать их лексикон богаче и разнообразнее. Задания основаны на материале традиционных упражнений по речевому развитию старших дошкольников.
Публикация «Мастер-класс „Современная лексика в речевой работе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах
Умение отвечать на вопросы, понимать значения слов, грамматически правильно оформлять своё высказывание, рассказывать небольшие истории, составлять рассказ по картинке, делиться впечатлениями об увиденном или услышанном будут необходимы детям при поступлении в школу.
Упражнение «Послушай и ответь на вопросы»
Логопед читает текст и задаёт вопросы, дети отвечают на них.
Тане почти семь лет. Она скоро пойдёт в школу, будет ученицей.
Кем будешь ты, когда пойдёшь в школу?
У Тани есть рюкзак и школьная форма. Какого цвета рюкзак у Тани?
Что она наденет в школу?
В рюкзаке лежат учебники, тетради и пенал. Что ещё в рюкзаке у Тани?
В школе есть учитель. В классе находятся доска, проектор,ноутбук. В конце каждого урока звенит звонок на перемену. Дома Таня будет выполнять домашние задания, писать, рисовать. Чем? Таня уже умеет читать. Чему ещё она научится в школе? Какие школьные принадлежности понадобятся Тане?
Что ты умеешь делать? Чему ты научишься в школе?
Упражнение «Часть-целое»
Логопед называет часть предмета, а дети отгадывают целый предмет.
• Клавиатура -(компьютер)
• Ученики -(школа)
• Страница-… (учебник)
• Скобы-(степлер)
• Грифель-(карандаш)
• Моря, страны-(карта)
• Двойка, пятёрка-(дневник)
• Ручки, ластик, карандаши-(пенал)
• Тетради, дневник-(папка)
• Лист, отверстие -(дырокол)
Упражнение «Что будет»
Логопед задаёт вопросы, дети на них отвечают.
Вопросы
• Что будет, если исчезнут тетради?
• Что будет, если исчезнет учебник?
• Что будет, если исчезнет компьютер?
• Что будет, если исчезнут краски?
• Что будет, если исчезнет закладка?
• Что будет, если исчезнет мел?
Упражнение «Что для чего»
Логопед задаёт вопросы, дети на них отвечают.
*Для чего нужна папка?
*Для чего нужен пенал?
*Для чего нужен ластик?
*Для чего нужна линейка?
*Для чего нужен рюкзак?
*Для чего нужен дырокол?
*Для чего нужен файл?
*Для чего нужен бейдж?
* Для чего нужен степлер?
*Для чего нужен циркуль?
*Для чего нужен скотч?
*Для чего нужен принтер?