Татьяна Петрова
Мастер-класс по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков.
Публикация «Мастер-класс по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.
Материалы и оборудование: мяч, звезды; музыка-релаксация, музыка-сопровождение.
Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов, сокращение эмоциональной дистанции в общении.
Мастер-класс для педагогов рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 30 минут. Занятие для педагогов включает в себя две части: организационную и практическую.
План проведения:
1. Вступительное слово педагога
• Упражнение «Приветствие»
2. Организационная часть
3. Практическая часть
• Упражнение «Будьте здоровы»
• Упражнение «Хорошие новости»
• Релаксация «Достань звезду»
• Упражнение «Прощание»
• Рефлексивное упражнение «Звезды»
4. Заключительная часть
Ход мастер-класса
1. Вступительное слово педагога
2. Уважаемые участники! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Нашу встречу я хочу начать с приветственных слов и действий.
3. Упражнение «Приветствие»
Говорите и выполняйте действия со мной.
Добрый (руки к груди) день (руки вперед, — 2 раза
Солнце (руки рисуют круг, свет (руки — фонарики, земля (поглаживание перед собой руками,
Очень рады видеть вас (руки к груди,Мои друзья (руки вперед) и я (руки к груди).
2. Организационная часть
Я работаю воспитателем в детском саду. Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.
Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость, постепенно формируется сплоченный коллектив. Коллектив дошкольников - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний. Необходимой частью в формировании хорошего коллектива является развитие коммуникативных умений у детей.
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. Практическая часть
Упражнение «Будьте здоровы!»
Цель: снятие телесного напряжения, тактильное сближение участников.
Инструкция: Все женщины хотят быть красивыми. «Единственная красота, известная мне, — это здоровье», — сказал когда-то Г. Гейне. Поэтому давайте сейчас врассыпную ходить по залу под спокойную музыку, встречаться с коллегами, улыбаться, смотреть им в глаза и дарить свое рукопожатие со словами «Будьте здоровы» (кстати, рукопожатие в России приветствуется среди деловых женщин).
Упражнение «Хорошие новости»
Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.
Релаксация «Достань звезду»
Цель: снятие повышенного психоэмоционального напряжения.
Инструкция: «Неправильно лечить голову без тела, а тело — без души», — говорил Сократ.
Поэтому прогрессивная релаксация чикагского врача Э. Джекобсона, направленная на снижение нервно-мышечного напряжения, сейчас просто необходима.
Закройте глаза, вслушайтесь в музыку, представьте себе, что вы стоите на уютной полянке ночью. Небо усыпано звездами, большими и маленькими. Но они такие яркие, что кажутся совсем близкими. И очень хочется к ним прикоснуться.
Но говорят, что звезду достать невозможно. А вы все-таки найдите на небе самую яркую звезду, загадайте желание, откройте глаза и постарайтесь дотянуться до желанной звезды: Делаем вдох, тянем руки вверх, сильно напрягая их и вставая на носочки. Задерживая дыхание, это не просто … но еще немножечко … И вы достали свою звезду — мечту… Ура! Делаем выдох, расслабляемся. Ваше счастье в ваших руках. А сейчас снова посмотрим на небо. О чудо! Звезды сами падают с неба, надо только успеть их поймать. А если не успели, не огорчайтесь, наклонитесь и поднимите звездочку с земли. Их на планете Земля очень-очень много. Будьте счастливы!
Упражнение «Прощание»
Цель: подведение итогов.
Инструкция:
Мы (руки к груди) славно (руки в стороны, потрудились (кулак на кулак)
Мы (руки к груди) многое (руки в стороны) узнали (руки к голове,
Чуть-чуть (руки «щепоткой») добрее стали (руки к груди)
И дружно (руки в замок) поиграли (хлопки руками).
Рефлексивное упражнение «Звезды»
Цель: рефлексия
Инструкция: Если содержание мастер-класса было для вас полезным, поднимите свои звезды вверх, если нет — бросьте на пол.
4. Заключительная часть.
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны ребенку и взрослому для СЧАСТЬЯ!