Александра Крылова
Конспект мастер-класса с родителями воспитанников «Древо семейных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях
Задачи:
1. Создать предпосылки для формирования отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
2. Показать важную роль ценностей в каждой семье;
3. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
4. Сплотить родительский коллектив.
Ход мероприятия:
1. Рассказ воспитателя.
Публикация «Конспект мастер-класса с родителями воспитанников „Древо семейных ценностей“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Конспекты
- Генеалогическое древо. Работа с родителями
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Семья – это единый организм, где каждый член семьи глубоко «врастает» в общую структуру. На наш взгляд, очень важно иметь общие ценности, которые являются опорой семьи, так как на их основе формируются традиции, которые передаются из поколения в поколение. Важно обсуждать эти ценности со всеми членами семьи, в том числе и с ребенком. Ведь если ценности можно сравнить с фундаментом, то традиции – это те прочные узы, которые нас друг с другом связывают, соединяют на основе совместной деятельности, творчества, развития, чувства сопричастности.
В «Большом толковом словаре русского языка» С. А. Кузнецова семейные ценности определяется как ценности, относящиеся к семье, связанные с жизнью семьи, в семье.
Важным ресурсом здесь мы считаем функционирование в детском саду музея «Моя малая Родина», представленный тремя экспозициями: Русская изба, Народная игрушка, Рыба-Рыбинск.
Деятельность Русской избы направлена, прежде всего, на осмысление ребенком и его родителями ценности дома и семьи.
Работа музея выполняет несколько функций. Кроме основной, культурно-просветительской, это приобщение к семейным ценностям через исследование предметов, экспонатов. Ведь каждая вещь несёт не просто историческую информацию (как когда-то жили наши предки, но дети и взрослые узнают особенности какого-то ремесла нашего края, которое живёт до сих пор.
На занятиях в музее посетители узнают особенности семейного уклада и семейных традиций прошлого, того, что может быть ценно в настоящем. Например, сама Изба – предками оценивалось как живое существо. Не случайно, названия частей дома похожи на названия частей тела человека. Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы. Мы и сейчас встречаем это слово в своем обиходе. Но вряд ли кто задумывается об истинном его значении. А для ребенка дом - это первая модель внешнего большого мира, он «кормит» и «взращивает» дитя, дитя «впитывает» из дома законы жизни в большом взрослом мире.
Доказательством служит такой экспонат музея «Русская изба», как Печь. Она располагалась около входа и занимала примерно четверть пространства избы. Печь – один из сакральных центров дома. Именно в печи сырое, неосвоенное превращается в вареное, «своё», освоенное.
2. Загадки
Родителям предлагается отгадать несколько загадок, которые используются на занятиях с детьми:
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Накормишь—живёт,
Напоишь—умрёт»
«Толста Федора
Наедается нескоро,
Но зато, когда сыта
От Федоры теплота».
«Бабушка седа, бела
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают».
3. Дидактическая игра
Затем родителям предлагается поиграть в дидактическую игру «Угадай, сказку»
- А еще русский народ любил придумывать сказки, где тоже не обходится без печки.
Когда дети/родители называют правильный ответ, появляется картинка к угаданной сказке.
1. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»
(«Колобок»).
2. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама
пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению»)
3. «Бежала девочка, бежала: видит стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси лебеди»)
4. Нравом зол, цветом сер, Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят)
5. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка»)
6. Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут. («Царевна лягушка»)
4. Практическое задание «Древо семейных ценностей»
В заключительной части родителям было предложено создать древо семейных ценностей:
- Вам предлагается список ценностей, которые люди, как правило, отмечают как важные для совместной жизни. Просмотрите, пожалуйста, список. Если необходимо, – дополните его своими примерами.
Список ценностей:
• наличие общих интересов;
• взаимное уважение членов семьи;
• любовь;
• преданность;
• сохранение самостоятельности и автономии членов семьи;
• материальное благополучие;
• национальная монолитность;
• благополучие семьи в глазах окружающих;
• дисциплина и четкость;
• выполнение всеми членами семьи своих обязанностей;
• совместное проведение свободного времени;
• «открытый дом» – для друзей, родственников, коллег;
• много детей;
• хорошее здоровье;
• сотрудничество между членами семьи;
• непререкаемый авторитет родителей;
• доверие;
• взаимопомощь…
После того как все ознакомились со «Списком ценностей…» и поработали над составлением списка семейных ценностей, просим составить шкалу приоритетов: определить, какие ценности родители
считают базовыми, какие – менее значимыми, а какие находятся вообще на периферии.
– На листе ватмана нарисуйте, пожалуйста, большое дерево. Это – Древо семейных ценностей. Изобразите его таким образом, чтобы корнями стали ваши базовые, наиболее принципиальные ценности, ствол составили те ценности, которые менее важны, на ваш взгляд. Ну, а на месте ветвей – те ценности, которые важны, но не столь принципиальны для вас.
«Древо семейных ценностей» стало экспонатом экспозиции «Русская изба», которое производит огромное впечатление на наших гостей.