Ирина Кушниренко
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Волшебство вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Вводная часть
(Звучит песня «В каждом маленьком ребенке»)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слова этой песенки как нельзя лучше отражают активность наших детей.
Детство - это радостная пора открытий, чудес и волшебства.
Сегодня мы Вам предлагаем поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление кэксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
Публикация «Мастер-класс с педагогами по экспериментированию „Волшебство вокруг нас“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
-Как же ответить на многочисленные «почему» воспитанников?
-Почему солнце светит?
-Почему зимой холодно?
Я хочу сегодня поделиться своим опытом работы по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Цельмастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы педагогов
Задачи:
1. Показать, как можно использоватьопыты в познавательной деятельности детей.
2. Развивать познавательныйинтерес к окружающему, умение делиться приобретеннымопытом с другими людьми;развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
3. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Практическая значимость:
Данныймастер класс может быть интересен педагогам, работающим по темеэкспериментированияи поисковой деятельности детей. Педагог, использующийэкспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько этоинтересноеи увлекательное занятие.
В ходе проведениямастер-класса будут продемонстрированыопытыс некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участникмастер класса должен будет провестиопыти определить свойства материалов.
Материальное обеспечение мастер-класса: посуда для проведения опытов: пластиковые тарелки разных размеров, стаканчики, палочки; макет вулкана; бумажные цветы, бумажные бабочки фильтровальные диски; реактивы: пищевая сода, карбамид, ср-во для мытья посуды; три вида крупы, концентрированная лимонная кислота, жидкая краска; вода, ситечки, латексные перчатки, влажные салфетки.
Основная экспериментальная часть
(Звучит красивая сказочная музыка, педагог переодевается в сказ. героя)
- Вы попали в тридевятое царство. Я Василиса премудрая. У нас здесь проходит слет Василис Премудрых. Буду делиться с вами своими премудростями.
Моя первая премудрость.
Как можно быстро отделить бобы от гречки, а гречку от манки!
Нам понадобятся: прозрачные емкости с крышкой, бобы, гречка, манная крупа и ситечко.
Нужно осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой, вот так посмотрите.
Обратите внимание что, наша смесь разделилась на слои: более крупные зёрна фасоли оказались сверху, гречиха оказалась по середине, а манная крупа оказалась на дне контейнера. Теперь можно без труда удалить крупные бобы, а гречку с манной крупой просеять через сито.
Из этого эксперимента сделаем вывод, чем меньше крупа, тем быстрее она опускается на дно, а крупные зёрна – остаются на поверхности.
Этот опыт могут взять себе на заметку хозяйки!
Премудрость вторая
"Оживить неживые цветы»
Нам понадобиться емкости с водой и сам цветок. Возьмем в руки бумажный цветок. Он не живой. Его нужно оживить. Для этого мы цветок кладем на поверхность воды, и наблюдаем. Что происходит с цветком? Он оживает. Постепенно раскрывает лепестки, будто оживает. Почему это происходит?
Какой мы можем сделать вывод?Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Премудрость третья
“Волшебная палочка”
Этим опытом мы покажем работу статического электричества, что оно может “оживить” бумажный бабочек.
Для этого нам нужно о ритмичными движениями натереть пластмассовую палочку шерстяным лоскутком. Теперь поднесите палочку к бумажным бабочкам. Что происходит? Они начинают двигаться.
Вывод: Статическое электричество притягивает легкие предметы.
Премудрость четвертая
"Поймай воздух"
Этим несложным экспериментом можно показать детям, что такое воздух и объяснить некоторые его свойства!
Для этого опыта нам понадобится прозрачный, полиэтиленовый пакет.
Ход опыта. Рассматриваем наш пакет, он пустой (худенький). Раскрыв пакет, быстрыми движениями вверх наполняем его воздухом, после закрываем "вход", зажав край плотно в кулак. Наблюдаем: пакет "потолстел" (поймали воздух, хотя в нём ничего нет. Теперь надо этот пакет отпустить и пропустить через кулачок. Видим, что пакетик снова "похудел".
Делаем вывод: пакет изменил свою форму, так как в него попал воздух, а так как он не имеет цвета и формы, поэтому его не было видно и он заполнил весь объём пакета.
Пятая премудрость
«Выращивание разных кристаллов»
Перед вами диски фильтровальной бумаги, степлер, волшебная соль- карбамид, клей ПВА, средство для мытья посуды, емкость с водой, палочка для размешивания, емкость для раствора.
Что бы вырастить кристалл надо подготовить раствор из насыщенного водного раствора карбамида и : в первом случае с каплей клея ПВА; второй- с каплей ср-ва для мытья посуды; в третьем случае добавляем каплю клея ПВА и каплю ср-ва для мытья посуды. Из фильтровального диска делаем конус с незамкнутой вершиной, скрепляем края степлером. Готовый раствор выливаем в емкость и помещаем в него конус. Через некоторое время конус пропитывается раствором и на нем начинают образовываться кристаллы.
Вывод. При смешивании различных реактивов получаются и кристаллы разные.
Премудрость шестая
«Извергающийся вулкан»
Для проведения этого эксперимента нам понадобится макет вулкана (верхняя часть пластиковой бутылки, плотно прикрепленная к основанию, пластиковая тарелочка емкость для раствора: сода (1ст. ложка, концентрированная лимонная кислота 1/3 стакана, красная (оранжевая) гуашевая краска (разведенная водой, до консистенции жидкой сметаны, капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.
В отверстие «вулкана» насыпаем соду, добавляем каплю моющего средства и жидкую красную краску, потом все это заливаем лимонной кислотой. Наблюдаем за "извержением" (активной реакцией)
Можно сделать вывод, что при смешивании некоторых веществ происходит активная реакция.
Я буду очень рада, если мои опыты вас заинтересовали и в дальнейшем будут полезны в экспериментальной деятельности.
Заключительная часть
Уважаемые коллеги возьмите мыльные пузыри. С помощью них вы будете давать ответы. При положительном ответе пускаете пузыри.
* Все ли вам было понятно в содержаниимастер – класса?
* Полезна ли была вам информациямастер – класса?
* Были ли трудности при проведении экспериментов?
Ваши пожелания и советы .
Спасибо за внимание и участие вмастер – классе.