Евгения Кошманова
Мастер-класс с педагогами «Камешки Марблс в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Камешки Марблс в работе с детьми старшего дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарований
детей на кончиках пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой
мысли».
В. А. Сухомлинский
Цель: познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей.
Задачи:
- Формировать правильный захват камешка кистью руки.
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Камешки Марблс в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развивать сложные координированные движения рук, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости листа, фантазию и творческое мышление, память, внимание и логическое мышление
- Обогащать словарный запас.
-. Закреплять правильный образ буквы.
- Мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками.
Оборудование:
- камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера
- картинки для работы, буквы и цифры
Ход мастер – класса :
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.
2. Вступление
Тема моего мастер-класса «Камешки Марблс в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть в игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков «Марблс» и декоративных камешков.
Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, форму и размер. Прозрачные и полупрозрачные, большие и маленькие, матовые и блестящие. К ним так и хочется прикоснуться, подержать в руках, загадать желание, взять себе на счастье. Они притягивают и завораживают не только детей, но и взрослых.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия воспитания детей.
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
"Знакомство с камнями"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
«Знакомство с буквой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
Если вы знакомите ребенка с буквами, то можно предложить выложить данную буку из камешков разных цветов, либо использовать камешки одного цвета.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.
Оборудование: камушки марблс, карточки с образцами букв для наложения камушков.
«Графический диктант»
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.
Педагог дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий- в верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий- в правый нижний, зеленый- в левый нижний. Ребенок выполняет манипуляции с камешками в рамочке.
«Соотнеси цифру с количеством»
Цель: Учить соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию зрительного внимания. Закреплять состав числа в пределах 10
Напишите цифры от 1 до 10., разложите цифры, пусть малыш напротив каждой цифры положит соответствующее количество камешков.
Оборудование: Кружочки с цифрами от 6 до 10 и камешки
"Сосчитай"
Задачи: развивать умения различать цвета, формы. Усваивать названия цветов. Закреплять счет. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточка с расчерченным полем.
Задание: Педагог обращает внимание, что все расчерченное поле заполняется камешками разной формы, размера и цвета произвольно. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько например, красных камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле. Педагог предлагает назвать какой по счету тот или иной камешек.
"Найдем предмет" или "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" ( Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т. д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
"Выложи по заданию"
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Если ребенок владеет счетом и знает цифры от 1 до 10 - предложите такую игру.
Ну, а теперь мы перейдём к практической части нашего мероприятия. Я предлагаю вам сесть за один большой стол. Перед вами стоят коробочки с камнями марблс. Давайте, опустим руку в ёмкость с камнями и потрогаем их. Какие они на ощупь? Какие эмоции у вас появляются, когда вы видите такое многообразие разноцветных камней? Что хочется сделать с ними? (педагоги дают ответы на эти вопросы).
Многие из вас сказали, что камни поднимают настроение и вызывают желание поиграть с ними, по перекладывать их с места на место. Вот мы с вами сейчас и займёмся игрой.
Первая игра, которую я хотела бы вам предложить называется "Знакомство с камнями"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
«Знакомство с буквой»
Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки марблс, карточки с образцами букв для наложения камушков.
«Графический диктант»
Графический диктант»
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.
Педагог дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий- в верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий- в правый нижний, зеленый- в левый нижний. Ребенок выполняет манипуляции с камешками в рамочке.
Как вы уже узнали камни Марблс можно сортировать на группы. С детьми старшего возраста можно выкладывать с их помощью буквы, цифры, геометрические фигуру. Игр и заданий, где можно использовать камни Марблс большое количество. Я вам сегодня показала лишь некоторые из них.
В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать вашу оценку.
Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками марблс, то выложите из камешек улыбку, если вы считаете, что это не интересно – печальную улыбку.
Предлагаю передавать по кругу камень и тот, у кого, он в руке пусть одним словом охарактеризует сегодняшнее мероприятие. (Педагоги делятся своими впечатлениями).