Татьяна Михайлова
Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проведения мастер-класса : обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.
Форма проведения мастер-класса : практикоориентированное занятие (15-20 минут).
Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.
Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.
Публикация «Мастер-класс „Рефлексивные техники в ДОУ“» размещена в разделах
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.
2. Актуализация мастер-класса.
Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.
А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.
Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.
Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.
Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.
Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия : педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.
Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.
При традиционной системе обучения, когда воспитатель излагает готовые знания, а воспитанники пассивно их усваивают вопрос о рефлексии обычно не стоит. Принцип сознательности и активность один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен в познавательной деятельности, если осознает цель обучения, её необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.
Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.
Из своего опыта работы могу привести пример использования одной из форм рефлексии «Огонек», который был использован на итоговом родительском собрании в первой младшей группе.
«Огонек» это свободная, доверительная форма общения, являющаяся уникальной формой коллективной работы в нашем случае «воспитатели – родители». Во время откровенного разговора мы обсуждали прошедший год, что у нас у всех получилось, каких мы целей достигли в деле воспитания «наших детей» и над чем еще предстоит работать.
При проведении «Огонька» очень важен положительный эмоциональный настрой всех участвующих, их готовность к разговору. Все участники встают в круг. Ведущий берет свечу как символ теплоты взаимоотношений, света, дружбы, взаимопонимания, как искорку заинтересованности всех общим делом. В кругу нет посторонних разговоров, высказывает свои мысли только тот человек, кому в данный момент предоставляется слово, остальные в это время молчат и внимательно слушают, не перебивая его. Вести «Огонек» не просто, так как педагог должен быть готов поддержать всех высказывающихся. Каждый должен быть уверен, что его слова, его мнение будет услышано.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря данной рефлексивной технике, наше родительское собрание стало очень душевным и запоминающимся.
«Огонек» можно проводить не только с родителями, но и с детьми, анализируя прошедшее открытое занятие, праздник, или просто какое-то значимое событие в жизни группы. Свечу можно не передавать, а просто поставить в центр круга. Дети могут передавать по кругу какой-либо определенный предмет, например мягкую игрушку. Важно чтобы игрушка была мягкой на ощупь, и ребенку было приятно брать её в руки.
В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза». Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников.
Сегодня хотелось бы вам рассказать о некоторых вербальных техниках эмоционального состояния.
1. «По выбору».
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.
2. «Оценка».
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
4. «Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
• исправил…
• сделал…
• добавил
• похвалил
4. Свободный микрофон.
Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон. С вами уважаемые коллеги, я хочу провести упражнение, которое называется «Без маски».
Его цель: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "Я".
Вашему вниманию будут представлены карточки с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные присутсвующие почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня… "
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это… "
"Иногда люди не понимают меня, потому что я… "
"Верю, что я… "
"Мне бывает стыдно, когда я. "
"Особенно меня раздражает, что я. "
«Когда со мной заговаривают дети, я…»
«Когда со мной заговаривают родители, я…»
«Иногда у меня возникает желание…»
«Когда я смотрю на детей, я…»
К вербальному виду техник можно отнести и сочинение синквейна.
Данный вид работы педагоги могли наблюдать на моем мастер-классе для педагогов района «Использование логических блоков Дьенеша в индивидуальной работе с одаренными детьми».
Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках.
1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строчка – 2 прилагательных. Волнующий, интересный
3 строчка – 3 глагола Заинтересовывает, Учит. Вдохновляет.
4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности.
Можно провести по теме мастер-класса за исключением 4 строчки.
Другой вид оценки эмоционального состояния - использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее. Использование рефлексивных техник можно начать с приходом детей утром в детский сад. Чтобы проверить эмоциональное состояние детей я использую следующие техники.
«Солнечное настроение». Ребенок по выбору на магнитную доску прикрепляет солнышко – грустное или веселое. Таким образом, я определяю эмоциональное состояние группы. Затем провожу индивидуальные беседы с детьми и узнать, почему у них не совсем солнечное настроение.
Аналогично во время минутки вхождения в день провожу игру со смайликами или «Погодное настроение», где участники группы выбирают себе солнышко, тучку в солнышке или дождик.
В более старших группах можно использовать технику «Звездопад настроения». Рисуется на листе небо. Приклеивается карман. Заготавливаются звезды по количеству участников группы. Задача каждого ребенка взять звезду, расположить на небе. Педагог объясняет детям, что чем лучше настроение, тем выше звезда.
Вашему вниманию хочу представить еще одну интересную и нетрудную в исполнение технику «Карта настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. Затем проводится итог всей недели.
Для определения эмоционального состояния нашей группы я хочу вам предложить упражнение «Какого я цвета» (на материале теста Люшера)
Предлагаю вам выбрать из этих разноцветных листочков тот, который соответствует вашему сегодняшнему настроению. (звучит спокойная музыка).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное,
восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия.
1. Например, у меня было занятие в виде морского путешествия. Для рефлексии беру «Корабль» и фигурки матросов (по кол-ву детей).
- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, поместите фигурку вашего человечка на площадку у самого верха мачты, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям. А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то поместите фигурку вашего человечка на палубе, он выполняется важную работу на корабле и очень старается.
2. «Чемпион». Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги (улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!
3. «Флаги на башнях». Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей). Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.
Ваза настроения.
Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.
Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю в интересной форме провести рефлексию мастер-класса. Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет листьев, они лежат отдельно.
Любой участник мастер-класса выбирает понравившийся листок. Затем читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагает свой вариант ответа.
Примерные вопросы и варианты ответов.
1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?
*Презентация опыта работы мастера.
*Сам творческий процесс.
*Мне было не интересно.
2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?
*Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.
*Много было ненужной информации.
*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.
3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?
*Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.
*Да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.
*Она не актуальна.
4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?
*Я в восторге.
*Я в диком восторге.
*Скука смертная.
5. Что вы пожелаете мастеру?
*Встречаться почаще на мастер-классах.
*Меньше теории, больше практики.
*Не высовываться.
Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Не зря мы сказали - все в наших руках.
Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.