ИРИНА КОЛЯНОВА
Мастер-класс «Ребенок и право»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс "Ребенок и право"
Колянова И. В- воспитатель высшей квалификационной категории
.Муниципальное автономное дошкольное Образовательное учреждение д/с №7 п. МУЛИНО Нижегородской области
Участник районного конкурса «Профи»
Мастер - класс "Ребенок и право"
ЦЕЛЬ: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и освоения опыта работы по обучению дошкольников азам права.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Мастер-класс „Ребенок и право“» размещена в разделах
• Дать представление участникам мастер – класса о возможностях дошкольного образования в вопросе правового воспитания детей.
• Обучить участников мастер-класса - использованию нетрадиционных интересных приемов и методов при ознакомлении с темой «Право в детском саду»
• Закрепить умения педагогов применять полученные знания в своей практической деятельности.
Наглядность и оборудование:
• Мольберт,
• сюжетные картинки с соблюдением и нарушением прав,
• схематические карточки: веселый человечек, грустный человечек,
• письма от героев сказок,
• головные уборы для участников – правозащитников,
• стрелки- схемы,
• карточки с объявлениями,
• разрезное сердце,
• клей ПВА – 6 штук,
• кисти-6 штук
• стаканчики для кистей-6штук
• простые карандаши – 6 штук,
• тканевая салфетка – 6 штук,
• тесьма, сыпучий материал, украшения,
• вода, одноразовые стаканчики для участников,
• магниты.
Раздаточный материал:
• Карточки с обозначением прав – 6 штук
• Цветные жетоны для каждого права – 30 штук
• Призы «Умный совенок»- 15 штук,
• Пакет с раздаточным материалом для участников мастер – класса.
Список литературы
1. Астахов П. А. Я и государство. – М. : Эксмо, 2009.
2. Будякова Т. О праве ребёнка на честь и достоинство. - //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3.
3. Голицина Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
4. Григорьева Л. А. Защитим права ребёнка. -//Воспитатель ДОУ. – 2008. - № 11.
5. Давыдова О., Вялкова С., Тюменева Е. «Азбука» прав и ответственности. - //Обруч. – 2004. - № 6.
6. Доронова Т. Н. и др. Защита прав и достоинств маленького ребё нка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М. : Просвещение, 2006.
7. Дедушкина Т. А., Бубнова Н. В. – Проведение Дня правовых знаний в ДОУ. - //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 6.
8. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребёнок, и я имею право. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
9. Зайцева Н. В. Знакомство дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребёнка. -//Воспитатель ДОУ. – 2010. - № 8.
10. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - //Ребёнок в детском саду. – 2008. - № 3
11. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера
12. 12Кривцова Е. В. Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей. - //Приложение у управлению ДОУ. – 2009. - № 6.
13. Маханёва М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : АРКТИ, 2004.
14. Носова Г. М., Папина И. Ю., Малыгина Н. М. Воспитываем граждан России. - //Ребёнок в детском саду. - 2009.- № 3.
15. Пыжьянова Л. Г. Права ребёнка. - //Ребёнок в детском саду. – 2003.- № 3, 4. 5.
16. Пузырникова Т. В. Права ребёнка. - //Ребёнок в детском саду. – 2003. - № 3,4.
17. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. – Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.
План проведения мастер – класса
• Начало
• Вводная часть-психолого-педагогическое обоснование темы
• Основная часть - работа с предложенным материалом
• Заключительная часть – Рефлексия
Начало
Мастер : Уважаемые коллеги, давайте мы с вами представимся.
Ведь называя свое имя, мы пользуемся правом его иметь, носить.
Упражнение «Это моё имя»
Цель: помочь участникам представить свое имя не традиционно;
создать настроение добра, взаимопонимания, творчества.
Мастер :
Мы не будем вслух произносить его, а напишем или сделаем вот на этих листах.
(все участники пишут свое имя на предложенных листах, которые являются частью сердца. Техника выполнения очень разная: наклеить из предложенных шаблонов, насыпать из нарезанной бумаги или ткани, вылепить из пластилина, сложить из бисера нанизанного на нитку).
Мастер : А теперь назовем имя и прикрепим свой листок на планшет.
У нас получилось большое, красивое, доброе сердце. Имея такое сердце – мы имеем право на любовь, как все люди, как наши дети.
Психолого- педагогическое обоснование темы
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».
С наступлением ХХ1 века эта проблема стоит остро, как во всём мире, так и в России особенно. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Воспитание ребёнка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Мы с вами сегодня начали разговор с одного из прав ребенка, его право на имя, фамилию, отчество.
Работа с предложенным материалом
Мастер : Сейчас я приглашаю вас на «Интеллектуальную разминку»,
где мы еще раз вспомним о правах.
Для решения данной проблемы, я предлагаю побыть в роли правозащитников
(раздаю головные уборы).
«Интеллектуальная разминка»
Цель: создать рабочую атмосферу, вспомнить права взрослых и детей, показать возможность использования литературных произведений при ознакомлении детей с правами.
Мастер : Начнём нашу разминку. Задания для вас. Вы должны будете назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, вспомните, как назывались литературные произведения, кто их авторы, и конечно самих сказочных героев, а также используемое ими право или нарушенное право (за каждый правильный ответ – фишка.)
(Мастер берет карточки и зачитывает текст)
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина. Право на свободу слова, на распоряжение своим имуществом).
2. Разбили золотое яйцо. Прошу наказать обидчика (Курочка ряба. Русская народная сказка. Право на защиту от жестокого обращения или право на имущество).
3. Украли ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А. Н. Толстой. Право на защиту сохранности своего имущества).
4. 4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит. К. И. Чуковский Право на оказание медицинской помощи).
5. Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце была,
Кто мастерица эта была?” (Василиса Прекрасная, р. н. сказка «Лягушка – Царевна. Право на труд).
6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка “Гуси - лебеди” Право на отдых).
7. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье, мудрую жену, которая была заколдована (Русская народная сказка «Царевна – Лягушка». Стрела» Право на любовь).
8. Кто так говорил о себе: “Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я всё видел злым и безобразным”. (Кай. “Снежная королева. Г. Х. Андерсен. Право на свободу. ”).
9. Она пришла из сказки Андерсена. Её имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. (Дюймовочка Г. Х Андерсен. Право на семью).
Упражнение «Правозащитники»
Цель: объединить участников в команду для решения проблемы, показать работу с карточками, научить использовать литературные произведения в своей работе с детьми.
Оборудование: карточки с обозначенным правом, цветной жетон для каждого права.
Мастер : Да тут несколько посланий. Помогут нам в работе карточки.
Каждое право имеет свой цвет.
(Раздает карточки, цветные жетоны)
Право на жилье-коричневый
Право на индивидуальность - желтый
Право на имущество - синий
Право на любовь - красный
Право на семью -зелёный
Право на свободу –фиолетовый
Мастер : Итак, кто же нам пишет.
О, это послание от Нуф –Нуфа, нашего давнего знакомого, вот что он пишет:
1.«Уважаемые правозащитники, два моих брата по вине Серого Волка остались без жилья. Какие права нарушил Серый Волк?»
Итак:какое право нарушил Волк? (право на жилье)
(работа участников, - поднимают карточки)
Мастер : Верно, право на жилье.
Следующее послание:
2.«Уважаемые правозащитники! Меня хотят отдать замуж за богатого и слепого Крота. Не знаю я, увижу ли солнце еще раз. Какое право нарушено?
(Право на свободу)
Верно, право на свободу
Еще нас спрашивают:
3.«Я имел пять золотых монет. Но хитрая лиса и плутоватый кот обманом отобрали у меня деньги. Какое нарушили право? (право на имущество)
4 «Я родился не такой как все. За это меня прогнали с птичьего двора. Какое нарушено право» (право на индивидуальность)
5. Заколдовала меня Баба-Яга, камень мне на шею привязала, в омуте утопила, какое право она нарушила? (Право на жизнь).
6.«Меня унесли за высокие горы, молочные реки, слуги Бабы- Яги-гуси- лебеди. Какого права меня хотела лишить Баба-Яга? (Право на семью)
Мастер : Я предлагаю принять участие в игре «Право и неправо»
(сюжетные картинки с нарушениями прав человека и с их соблюдением).
Цель: Участникам предлагается выбрать картинку, объяснить, какое право человека на ней изображено, затем определить ее в колонку право или неправо, объяснив свой выбор.
Заключение –Рефлексия
Мастер : на заключительном этапе мастер-класса, хотелось бы, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, что понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было интересно или не очень. И сейчас мы с вами поиграем с клубочком.
«Игра с клубочком»
Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию людьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.
Ход игры: передавая друг другу клубочек, играющие говорят о своих переживаниях, чувствах, высказываются о том, что понравилось, а что нет.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу взяла не случайно. Ведь действительно многое в наших руках, главное не боятся творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Ведь дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества».
Спасибо за участие, всего доброго.