Ольга Копытова
Мастер-класс «Развивающие функции продуктивной деятельности. Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»
▼ Скачать +Заказ
Как проводит время современный дошкольник? Ходит в детский сад, помогает родителям, гуляет, смотрит телевизор… А ещё ребёнок играет. Во что? В компьютерные игры, конструкторы, трансформеры и, конечно, в куклы. Куклы появились рядом с человеком много веков назад, в древности они служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Публикация «Мастер-класс „Развивающие функции продуктивной деятельности, Изготовление народной лоскутной куклы „Птички“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2016
Из чего только ни делали кукол! Глиняные, деревянные, куклы из гипса, воска, металла, соломы и, конечно же, из лоскутков ткани. Ткань – пластичный материал, в то же время хорошо держит форму. Различная фактура и расцветка ткани помогают создавать различные образы и характеры кукол.
На Руси было великое разнообразие тряпичных кукол, их делали и для игры, и для совершения разных обрядов, и как обереги. Причём, обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их накапливалось до ста штук.
Куклы были не только забавой девочек. До 7-8 лет в куклы играли все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Постепенно обереговая функция лоскутной куклы забывалась, но ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и в малых провинциальных городах дети играли тряпичными куклами. Когда промышленность начала миллионами выпускать игрушки из резины и пластмассы, традиции изготовления домашней куклы начали угасать.
В настоящее время традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Растет интерес, как к самой кукле, так и способам её изготовления.
Одной из таких кукол является лоскутная кукла «Птичка». Такие птички украшали куклу «Птица Радость». Данная традиция зародилась еще в древние времена, когда весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны». Женщины с девочками выходили в поле, кликали Весну. Если в это время птица садилась на женщину, то считали, что в этот год она будет счастливой.
Сделать таких лоскутных кукол можно и для игры детям, и для украшения помещений. А можно подарить маленьких куколок – обережков друг другу с пожеланием счастья и благополучия. Но главное - изготовление народных кукол является прекрасным средством:
• развития мелкой моторики рук и тактильно-двигательного восприятия объектов окружающего мира;
• приобщения детей к народным традициям;
• формирования позитивных установок к ручному труду и творчеству.
• художественно-эстетического развития воспитанников;
• продуктивного взаимодействия детей и родителей, вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении немалое внимание уделяется организации как совместной продуктивной деятельности детей и взрослых, так и самостоятельной детской деятельности. Мероприятия по изготовлению игрушек, кукол могут являться итоговыми при реализации проектов по темам недели («Неделя добра», «Неделя народного искусства»)
Совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развития дошкольника. Совместная деятельность с детьми включает : игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, постановку задачи перед детьми и ее решение, обсуждение результатов, игры с поделками, оформление выставок, оформление подарков малышам.
Полученные в процессе совместной деятельности представления о способах изготовления народных игрушек дошкольники могут закрепить в самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы условия - центр творчества «Мастерская народных умельцев», в котором находятся художественные материалы и оборудование: лоскутки ткани, шерстяные и хлопчатобумажные нитки разных цветов, вата, а также – схемы последовательности изготовления народных кукол и фотографии готовых изделий. Идея создания кукол своими руками и сам процесс изготовления интересны для ребят, способствуют становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции воспитанников.
Организуя работу с родителями, стараемся привлекать их к участию в совместных проектах, проводим творческие «мастерские».
Детско-родительская встреча состоит из нескольких этапов:
• Приветствие – необходимо для раскрепощения участников, снятия эмоционального напряжения, поднятия командного духа. Оно проводится в виде музыкально – ритмических упражнений, коммуникативных игр или просто релаксирующих игровых фрагментов.
• Совместная творческая деятельность детей и родителей – изготовление игрушек.
• Динамические паузы проводятся между творческими заданиями, с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Дети и родители с удовольствием выполняют коррекционные упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические задания, предложенные учителем-логопедом.
• Объединение совместных творческих работ в коллективную, ставшее традицией каждой встречи, способствует не только развитию способности работать в паре ребенок – родитель, но и формированию позиций командной деятельности.
• Формированию способности анализировать свои поступки, общаться со сверстниками, приобретению способности к саморегуляции, владения собой, посвящен завершающий этап встречи – рефлексия. Обычно на этом этапе проводятся психологические тренинги, выполняются упражнения на сплоченность, релаксационные упражнения.
В конце такой «мастерской» семьи получают буклеты с полезными советами, практическим материалом по изготовлению народных игрушек, рекомендации по организации игр с детьми дома,сувениры, изготовленные детьми и взрослыми.
Образовательные ситуации совместного взаимодействия родителей и детей в «мастерских» в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Предлагаю изготовить народную лоскутную игрушку «Птичку».
Для работы понадобится:
- лоскуток ткани (ситец или бязь, 25*25 см);
- нитки любого цвета;
- набивка (вата или синтепух);
- ножницы.
Порядок работы:
Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат.
Отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом второй угол.
Еще раз сложить боковые уголки к середине.
Получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.
Сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.
Расправить фигуру и, вложив внутрь кусочек ваты (или синтепух) и сформировав голову птицы, перевязать нитью.
Сформировать тело,поместив еще вату (синтепух)и расправив в стороны крылышки, перевязать нитью.
Перевязать спину птицы в виде креста и обмотать каждое крыло.
Птичка готова.
Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь в качестве сувенира, либо подвесить на нитке над столом или под люстрой для украшения интерьера.