Елена Коновалова
Мастер-класс. Развитие речи дошкольников в подвижных музыкальных играх
▼ Скачать +Заказ
Выразительность языка музыки в многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.
Публикация «Мастер-класс, Развитие речи дошкольников в подвижных музыкальных играх» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Подвижные игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация, как и речь, обладает теми же выразительными возможностями. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, можно сказать, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определённый тонус звучания – гнев, ласка, привет, ужас. «Состояние тонового напряжения, - писал Б. В. Асафьев, - объединяет музыкальную и речевую интонацию».
Работа по развитию речи детей ведётся во всех видах музыкальной деятельности.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес.
Особенно положительно влияют на развитие речи детей подвижные игры с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности. Выучив песню и разучив движения, дети могут двигаться под собственное пение.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни для дошкольников разного возраста.
Итак, прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Игра «Дети и медведь». музыка и слова В. Верховинца.
Средняя группа.
Правила игры.
Дети стайкой подходят к медведю (ребёнок или игрушка в руках педогога). На слова «Тс-с-с!» останавливаются, прижимая палец к губам. По окончании песни дети кричат: «Ой! Медведь!» и разбегаются в разные стороны, а «медведь» их догоняет.
1. Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком?
Тс-с-с!
2. Ой, тише! Не шуметь!
Может это спит медведь!
Тс-с-с!
3. этот гость в один присест,
Как проснётся, всех поест!
Ой! Медведь!
Игра «Сапожник». Польская народная песня (обработка В. Сибирского, русский текст Л. Кондрашенко). Старшая группа.
Правила игры.
Спросить у детей, кто хочет быть «сапожником» или выбрать ведущего с помощью считалки.
Все стоят по кругу. В центре – стул, на нем сидит «сапожник», у руках у него небольшой молоток и ботинок. Прослушав вступление, «сапожник» чинит обувь и поет первое предложение, обращаясь к детям. Одновременно все идут по кругу. После окончания пения «сапожника» дети подходят к нему и отходят (спиной, поют свой ответ.
На 2 куплет «сапожник» поёт и показывает детям туфлю. Дети выставив ногу вперёд на пятку, покачивают носком ноги.
3 куплет. «Сапожник» снова задаёт вопрос, показывая руками.
Дети дразнят «сапожника».
После слов «Тот, кого поймаешь!», дети бегут к своим стульям, а «сапожник» ловит их. Пойманный становится «сапожником».
Напомнить, что ребёнок, догоняя детей, оставляет предметы на стульчике.
1. Дети, дети, вы куда идете?
- Ой, сапожник, мы идем на площадь.
2. Дети, дети, башмаки порвете!
- Ой, сапожник, ты их залатаешь!
3. Дети, дети, кто же мне заплатит?
- Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
Игра «Если б я был…» финская народная песня.
Подготовительная группа.
Правила игры.
Разучивание включает показ, объяснение. Прежде всего дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Движения меняются в соответствии с музыкальными предложениями.
Предварительно придумать с детьми, как можно интересно показать тех персонажей, о которых поётся в песне. Педагог помогает ребенку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ.
1. Если б я был важным, большим господином,
Если б я был важным, то делал бы так!
Припев:
Так, так и вот так! – повторить 3 раза
Делал бы так!
2. Если б я был храбрым, отважным солдатом,
Если б я был храбрым, то делал бы так!
Припев:
3. Если б я был модной, молоденькой тётей,
Если б я был модной, то делал бы так!
Припев:
4. Если б я был старым, больным старикашкой,
Если б я был старым, то делал бы так!
Припев:
5. Если б я был шустрым, весёлым мальчишкой,
Если б я был шустрым, то делал бы так!
Припев:
6. Если б я был дворник с большими усами,
Если б я был дворник, то делал бы так!
Припев:
7. Если б я был маленьким, тощим цыплёнком,
Если б я был тощим, то делал бы так!
Припев:
8. Если б я был злой и мохнатой собакой,
Если б я был злой, то делал бы так!
Припев:
Ходить важно, выставив живот вперёд, руки держать за спиной.
Маршировать, гордо подняв голову.
Ходить воображая.
Ходить согнувшись и шаркая ногами.
Скакать с ноги на ногу.
Размахивать воображаемой метлой.
Сделать маленькие «крылышки»-согнуть руки в локтях и идти, опустив голову.
Сделать сердитое лицо и пугать окружающих.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Под влиянием музыкальных игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.