Виктория Коваленко
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности»
Слайд 1. Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности»
Слайд 2. Цель: Представление опыта работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Задачи: Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Повысить профессиональную компетентность педагогов.
Побудить к широкому использованию театральной деятельности в ДОУ.
Участники: воспитатели.
Форма проведения: мастер - класс.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
-Крикните громко и хором друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы на мастер – класс,
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я понимаю вас господа.
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ, помочь откажитесь мне? (нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности в ДОУ»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.
Совершенствование речи тесно связано с театрализованной деятельностью, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций
В работе с детьми я использую разнообразные методы и приё мы: упражнения для губ и языка, настольный и пальчиковый театр, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, игры на развитие эмоций, звукоподражание, инсценировка сказок, театрализованные игры. С некоторыми сейчас познакомлю вас в своём мастер-классе.
Слайд 3. Методы театрализованной деятельности.
Уважаемые педагоги!
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)
А теперь пришла пора общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду (я говорю слово, воспитатели показывают жестами) : «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял», «нет», «да».
Жесты они активно используются в нашем общении. В большинстве случаев они сопровождают устную речь, являясь ее атрибутом. Свидетельствующем о раскованости непринужденности поведения. Он является предпосылеой усвоения речи и формируется у всех детей в ходе общения со взрослыми.
Игра с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
1. Игра «ладошки»
Поднимите все ладошки
и потрите их немножко.
дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
продолжайте потирать! (потирают руки)
мой сосед такой хороший!
я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
и другой сосед хороший-
и ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
крикнем дружное: ура! (машут руками)
2. Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Способствует развитию мелкой моторики и активизирует речевое развитие пальчиковая гимнастика с карандашом.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
3. С самого раннего возраста очень близки детям сказки, потешки, песенки, пестушки, загадки, поэтому свою работу с детьми я начала именно с них. Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребёнка, способствует преодолению фонетических трудностей и приобретению навыков правильного произношения звуков, а также слышать образец грамматически правильной речи.
Ведь загадки – шутки, развлекая, требуют от детей находчивости и сообразительности, развивает и память, наблюдательность, и, конечно же, речь, где чаще всего ребёнок употребляет сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
НАПРИМЕР: 1. Стоит в поле дуб, на дубе три ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок на дубе. (на дубе яблоки не растут)
2. На каких полях трава не растет? (на полях шляпы)
3. С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята. Кто первым доплывет до берега? (утята, т. к цыплята не плавают)
4. Не обойтись нам и без потешек.
Эти художественные произведения построены на диалоге.
Простейшая игра – драматизация, доставляет ребёнку большую радость,
дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки.
ПРОИГРАТЬ с участниками мастер – класса
Сидит кукушка на суку и слышится в ответ. «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает воспитатель
А вот котеночек в углу,
Мяукает он так. (Мяу! Мяу)
Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед. (Гав! Гав)
Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у)
А петушок, встретив зарю,
Нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку)
Паровоз, набравши ход,
Тоже весело поет. (У-у-у)
Если праздник, детвора весело кричит. (Ура! Ура)
Как можно организовать работу вот с этой потешкой
Ваши предложения.
1 вариант – проговариваем хором
2 вариант - делимся на мини – группы
Кроме всего, разучивание потешек, стихов развивает память и интеллект.
6. Артикуляционная гимнастика: — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Давайте согреем наше горлышко и сделаем зарядку для губ и язычка.
Чоки-чоки-чоки- чок!
Поработай язычок!
Шарик.
Надуть щёки, сдуть щёки.
Часики.
Улыбнуться, открыть рот и переводить язык из одного уголка рта в другой.
Индюк.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…
7. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
8. Пластические этюды:
В процессе работы мы заметили, что пластические этюды, благотворно влияют на детей, помогают сформировать навыки общения, выразить накапливающиеся эмоции.
Можно проводить такие пластические этюды:
Игра: «Герои сказок оживают»
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов. Дети садятся полукругом на ковер. Им предлагается выбрать себе сказочный персонаж, который изображен на картинке (Колобок, Машенька, Буратино, Мальвина, Елена Премудрая, Баба Яга). Каждый ребенок изображает выбранный персонаж, при этом наделяет его каким – либо характером (добрый, злой, вредный, веселый, неуклюжий, драчливый, трусливый и т. д.). Остальные дети отгадывают персонаж и дают характеристику действиям героя, объясняя, почему он так поступает (Незнайка – врун или фантазер? На самом деле Баба Яга злая, или она просто обижена на кого.
Игра «Моё настроение»
Ситуация: «Жадный пёс»,
Ведущий читает стихотворение
Жадный пёс
Дров принёс,
Воды наносил,
тесто замесил,
Пирогов напёк,
Спрятал в уголок.
И съел сам –
Гам-гам-гам!
Участники имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
9. Игра: «Представьте себе»
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки, воспитывать партнерские отношения в игре.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:
а)Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Задания
Представьте себе:
1. Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.
2. У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку.
б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково, печально).
10. Один из приемов театрализованной деятельности - речевые штампы. Речевые клише – это языковые стандарты, стереотипы. Они отличаются от речевых штампов готовой неизменной формой, стандартными выражениями, которые давно вошли в обиход. Они уместны и целесообразны в убедительных ситуациях и подобно языковым стандартам четко описывают предмет и его характеристики. Так, есть выражения, относящиеся к ним и не теряющие своей яркой и живой окраски.
Конечно будем говорить о шаблонах для детей:
“Пожалуйста” и “спасибо”. Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
«Подскажите, пожалуйста….» С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у чужих взрослых. И воспитатели, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
«Я попробую». Эти слова лучше всего разучить с ребенком, злоупотребляющим «не хочу» и «не умею». Только слова, пусть он сам принимает решение, когда действовать.
11. Способствуют развитию речи игры с соблюдением игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. Приглашаю вас поиграть.
Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все, что вы захотите.
1 вариант. Один ребенок будет рассказывать о том, чтобы он хотел увеличить, а другой уменьшить.
2 вариант. Говорим по кругу, стареемся не повторять услышанное.
Например:
-Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
-Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
12. Драматизация. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.
Театрализованные игры помогают строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.
Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре и характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило, дети великолепно включаются в игру, «входят в образ»
(Показ сказки «Курочка ряба»
Воспитатель берёт в руки сундучок.
Мой чудесный сундучок
Расписной, красивый,
Позолоченный бочок,
Ах, ну просто диво!
Сундучок мы открываем и ребяток наряжаем…
Воспитатель надевает элементы костюмов : бабушки, дедушки, курочки, мышки,
которые лежат в сундучке и приговаривает:
Ах, ты, дед, дед, дед
Во сто шуб одет.
Лады, лады, ладушки – оденем бабушку
Лады, лады, ладушки – вот какая бабушка!
Курочка-рябушечка,
Наша ты, несушечка!
Мышка маленькая
Да удаленькая.
Воспитатель : А вы знаете сказку про курочку Рябу? А давайте-ка, мы её
вспомним, расскажем и покажем!
Инсценировка (рассказ сказки, сопровождая элементарными действиями
артистов).
Жили – были … Дед и баба (показать себя).
И была у них … Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко (показать яичко)
Не простое, а золотое.
Дед бил-бил, не разбил (показывает артист)
Баба била-била, не разбила (показывает).
Мышка бежала, хвостиком махнула (показ мышки)
Яичко упало и разбилось!
Дед плачет (изображает)
Баба плачет (изображает)
А курочка кудахчет (курочка показывает)
- Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!
Молодцы, ребята! Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Сундучок опять открываем и наряды убираем!
Театральная деятельность является мощным средством всестороннего развития ребёнка и развития речи.
В результате у дошкольников появляется желание самостоятельно
организовывать небольшие театрализованные постановки;
Большинство детей умело используют средства театрализованной
выразительности: мимику, жесты, движения;
Речь ребёнка становится более связной, интонационно выразительной,
обогащается словарный запас.
Дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в
образы разных героев.
13. Закончим нашу встречу режиссерской игрой - «Журналисты»
В роли журналиста выступлю я, Виктория Евгеньевна.
- скажите несколько слов о сегодняшней встрече?
-Какой момент нашей встречи, был для вас запоминающимся?
- А у Вас? У Вас?
Какие театрализованные приемы для развития речи есть в вашей педагогической копилке?
Закончить свой мастер-класс хотелось бы словами Бернарда Шоу «Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи, которые нам пригодятся для дальнейшей с вами работы.