Светлана Филимонова
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Увинский детский сад № 7»
Мастер - класс : "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий"
Составил:
Музыкальный руководитель I категории:
Филимонова С. В.
п. Ува, 2023 год
Публикация «Мастер-класс „Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2023
Мастер - класс : "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий"
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного обращения.
Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения.
Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.
Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.
Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.
Основная ЦЕЛЬ использования игровых технологий : Развитие певческих умений и навыков.
ЗАДАЧИ:
• Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности
• Развитие эмоциональной отзывчивости у детей
• Формирование певческих навыков
• Развитие исполнительского мастерства
• Расширение музыкального кругозора
Исходя из общих задач, я определила свою задачу:
Ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.
Цель первого, речевого, этапа : легко и незаметно подготовить голоса детей к пению : «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
1) дикционно-координационные игры и упражнения, которые развивают метроритмический слух, внимание, двигательную активность.
Например :
а) Ах, мороз, ты наш мороз, (Закр. уши руками, покач. головой вправо-влево, 4 р.)
Не кусай за нос всерьёз, (Грозим указ. пальцем пр. руки, левая - под локоток,4р)
А кусай нас понарошку (Руки крест-накрест, похлоп. ладонями по предплечьям)
То за ручку, (2 хлопка)
То за ножку (2 притопа, руки на поясе)
б) Белый снег пушистый (круговые движения руками вверх)
В воздухе кружится
И на землю тихо (плавно опускать руки ладонями вниз)
Падает, ложится
А потом, а потом (лепить снежки)
Мы из снега слепим ком
Ух! (бросить снежок)
2) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
Например :
а) «Сказка про язык» :
«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы) постучал в губки (стучат языком в губы, постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)»
б) «Цоканье»
Щёлкаем языком,формируя губы округло, как бы произнося гласную «О» (8 раз). Щёлкаем языком, формируя губы для улыбки, как бы произнося гласную «И» (8 раз).Соединяем первую и вторую позиции, активно меняя при этом форму губ. Обратить внимание на изменения щёлкающего звука.
3) игры и упражнения, развивающие певческое дыхание.
Например :
а) Формирование правильного дыхания. Встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;
б) Формирование равномерного выдоха. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного). Можно “раздать” всем разноцветные воздушные шарики и надувать их.
в) Формирование продолжительности дыхания. Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих) .
Для этого можно использовать различные образы, например :
• играет ветер с листвой;(Ш)
• звучат пчела, комар, жук;(З (Ж)
• спустился воздух из колеса машины;(Ф).
г) Для формирования продолжительности дыхания использую осенние листочки, снежинки,капельки, бабочки (на ниточках, которые кружатся в танце, можно использовать пёрышки, (которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом - «Вальс снежных хлопьев») или мыльные пузыри.
д) Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, “Егорки”, которая произносится на одном выдохе, без дополнительного вдоха.
Как на горке, на пригорке,
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.
4) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира, человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
Например :
Педагог Дети
«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…
Кто-то «укал» у-у-у…
Кто-то хрюкал хрю-хрю-хрю…
Кто мяукал мяу, мяу…
Кто-то топал – топ-топ-топ (топают)
Кто-то крыльями захлопал – Ух-ух-ух (руками по телу)
И кричал «Ау» А-ууууу….
Лес не спал - наперебой говорят
всё, что хотят из вышесказанного.
Ну, а кто-то тихо-тихо – говорят шёпотом
Тонким голосом пищал – пищат на высоких тонах.
5)ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Например :
а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:
«Ванна – море - руки в сторону
Я – пароход - руки перед собой в «замок»
Полный назад - шаг назад
Полный вперёд - шаг вперёд
Права руля - руки вправо
Лево руля - руки влево
Мчусь я по морю - вращают руками перед собой Руками бурля
Я бы доплыть да Австралии смог - плавательные движения перед собой
Жаль, что на кухне протёк потолок - меняют высоту голоса от
«писка» до баса
б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики. Рассказывают вместе с педагогом.
«Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.
Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.
Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву.
(шёпотом) Второй-то карман ведь остался
(громко) Я завтра его оторву!
Второй этап - певческий.
Основные виды деятельности на втором этапе: формирование и развитие певческой интонации.
1) Распевание - вокальные упражнения необходимы для того, чтобы все голосовые навыки, приобретённые с помощью речевых, дыхательных и интонационных упражнений, закрепить на несложном музыкальном материале. Материалом к таким упражнениям могут быть те же речевые игры, используемые в начале занятия и переложенные на музыку, потешки, народные песенки, фрагменты разучиваемых или исполняемых на занятии песен.
Приё мы исполнения могут быть различными: коллективное исполнение, исполнение небольшими подгруппами, разделение коллектива на две части и попеременное выполнение упражнений, пение по цепочке, индивидуальное пение. Главная задача педагога при этом - услышать каждого и если нужно, помочь, исправить и закрепить полученные певческие навыки.
Например :
Предложить исполнить музыкальное упражнение «Дождик» по цепочке, при этом контролировать:
- Точность интонации,
- Ровное звучание голоса,
- Исполнение попевки на одном дыхании,
2) песенное творчество
Использую вопросно-ответную форму, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст.
Например :
«Что ты хочешь, кошечка?» - педагог
«Молочка немножечко» - ребёнок
3) разучивание песенного материала
- Разучивание песни
- Закрепление текста
- Работа над качеством исполнения
- Закрепление песни. Концертное исполнение.
Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
Т. о. Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.
Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.