Екатерина Комлева
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Задачи:
1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики путем комментированного показа;
2. Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие мелкой моторики детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Повысить уровень мастерства педагогов.
4. Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ход мероприятия:
-Здравствуйте уважаемые педагоги! Сегодня я проведу с вами мастер-класс на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Прежде чем перейти к нашему мастер- классу, мне бы хотелось актуализировать ваши знания по данной теме. Для этого мы сейчас проведем Блиц-опрос. У вас на столах лежать сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы должны поднять карточку с зеленым цветом если вы думаете ответить на вопрос «Да», а если «Нет»-то с красным цветом.
Вопросы:
1. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. (да)
2. К области мелкой моторики руки относится большое разнообразие движений, в том числе почерк человека (да)
3. Корректно ли в применении к моторным навыкам руки и пальцев использовать термин «ловкость»? (да)
4. Существуют периоды, когда организм ребёнка особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период – возраст 3 -х до 4 -х до трех лет. (нет)- от полутора до трех лет.
5. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. (да)
6. Первые элементарные манипуляции ребенка 3-4 месяцев с предметами неточны и сопровождаются синкинезиями, т. е. рефлекторными содружественными движениями. (да)
7. В возрасте 5 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития : ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого. (нет) 7-10 месяцев.
8. Развитие мелкой моторики руки имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований (да)
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3)развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Обратимся к плану нашей работы (слайд 3)
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА :
2.1. Понятие мелкой моторики
2.2. Особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста
2.3. Диагностика развития мелкой моторики детей раннего возраста
3. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Изобразительное искусство как форма развития мелкой моторики
детей раннего возраста
3.1.1. Нетрадиционные техники рисования
3.1.2. Лепка
3.2. Игры с мелкими предметами
3.3. Пальчиковые игры с массажёрами СУ-Джок
Актуальность выбранной темы
Актуальность темы обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно-развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования.
Познавательное, речевое и физическое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т. д., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, чем больше мастерства в детской руке. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры: освоение фонетической, лексической, грамматической сторон речи, умениями монологической и диалогической речи, развитие связной речи. Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. (слайд 4)
В связи с этим мной была поставлена цель:
- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
И определены задачи, направленные на:
1. Обогащение предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики;
2. Тренировку тонких движений пальцев и кистей рук детей;
3. Создание условий для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития ручной умелости;
4. Работу с родителями;
Средства решения задач:
- научно-методическая литература;
- изучение передового опыта;
- диагностика детей;
- игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики рук;
- изготовление дидактических пособий;
- работа с родителями.
Вернёмся к плану нашей работы (слайд 3, затем (слайд 5)
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
3-4 месяца- элементарные манипуляции ребенка с предметами неточны и сопровождаются синкинезиями, т. е. рефлекторными содружественными движениями.
4-6 месяцев- развивается и произвольная регуляция движения глаз, и на 5-ом месяце ребенок уже может брать предмет двумя руками.
7-10 месяцев - зрительно-моторная координация достигает высокого развития : ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого.
12 месяцев-ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.
Слайд 3,
-Предлагаю вам разделиться на подгруппы и с использованием предложенных мной предметов предложить варианты диагностики развития мелкой моторики. ( предлагаются: банка, хлебная крошка, круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра, шнурок со стопором на одном конце, кубики цветные, карандаш, лист бумаги А4)
затем слайд 7, затем слайд 8
Тестовые задания:
№ 1. «Ладонь-кулак».
Ребенку предлагается «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.
Уровни развития :
Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)
№ 2. «Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку.
Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце. Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие шарика) и ловкость пальцев.
Уровни развития :
Сформирован в достаточной мере - ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.
№ 3. «Прятки». Упражнение на сгибание и разгибание пальцев.
Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.
Уровни развития :
Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.
Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.
№ 4. «Помоги ежику донести яблоки» - застегивание и расстегивание пуговиц
(фигура ежика – плотный материал с пришитыми пуговицами; яблоки – плотный материал, с прорезанными отверстиями под пуговицы). Оценивается ловкость пальцев ребенка.
Уровни развития :
Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.
Не сформирован – ребенок не выполняет задание.
№ 5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш.
Уровни развития :
Сформирован в достаточной мере – все линии ровные, четкие, примерно одинаковой длины.
Сформирован в не достаточной мере – линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные (под наклоном, прерывистые и т. д.)
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.
Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения
№ 6. «Солнышко и дождик» - нанесение мазков краской на половину листа бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.
Уровни развития :
Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».
Сформирован в не достаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.
Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.
О. И. Крупенчук выделила следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года 4 лет:
1. Стучит одним предметом о другой.
2. Берет крошку хлеба большим и указательным пальцами.
3. Рисует и черкает на листе бумаги.
4. Вытаскивает крошку из прозрачной банки.
5. Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков.
6. Строит башню из 2-х кубиков.
7. Строит башню из 4-х кубиков.
8. Перерисовывает крестик.
9. Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 градусов).
10. Перерисовывает квадрат.
11. Перерисовывает круг.
12. Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков.
13. Строит башню из 8-х кубиков.
14. Рисует человечка (3 элемента).
15. Рисует человечка (6 элементов) .
Если большая часть из выше перечисленных навыков ребенком 2-4 лет усвоена, то можно делать вывод о том, что развитие мышления и мелкой моторики проходит нормально. Если задержка происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребенка функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков ребенком еще не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.
Слайд 3, затем слайд 9
Изобразительная деятельность:
1. Обрывная аппликация
2. Аппликация из крупы, чая
3. Рисование пальчиками
4. Рисование губкой
5. Рисование ватной палочкой
6. Рисование двумя связанными карандашами
7. Рисование ладошками
8. Рисование пупырчатой бумагой
9. Аппликации с использованием природных материалов
10. Набрызки щёткой
11. Рисование штампиками
-Давайте остановимся на такой технике как рисование волнистых линий двумя связанными карандашами. Нам потребуется два синих карандаша, связанные между собой лентой или скотчем и рисунок с изображением зимнего пейзажа. Приступаем к прокладыванию лыжни (педагоги выполняют под комментирование)
Задание для педагогов : «Маленький парикмахер», «Волшебные краски»
Пальчиковые игры с массажёрами СУ-Джок
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.
(просмотр видео)
Игры с мелкими предметами (демонстрация дидактических игр и пособий)
Слайд 11-16,затем 17.
Уважаемые коллеги, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Последний- слайд 18