МААМ-картинки

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр»

Труфанова Анна
Мастер-класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр".

огромным фактором умственного

развития ребенка».

(П. П. Блонский)

«Вы хотите, чтобы ваши дети

были способными и талантливыми?

Тогда помогите им

сделать первые шаги

по ступенькам творчества,

но не опаздывайте

и, помогая, думайте сами»

Б. П. Никитин

Публикация «Мастер-класс „Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр“» размещена в разделах

Ежегодно в нашем детском саду проводится диагностика детей по всем направлениям, разделам программы. На основании проведённой первоначальной педагогической диагностики в среднем и старшем дошкольном возрасте, которая показала некоторые проблемы и пробелы в формировании интереса к развивающим играм у ребят, которые помогли бы приобщить дошкольников к играм развивающего характера. Для этого, для средней группы:

- развивающие игры должны быть направлены на сближение детей друг с другом и воспитателем

- развивающие игры, которые должны быть способствовать формированию нравственно - волевых качеств ребёнка

- развивающие игры должны быть направлены на развитие внимания, памяти, восприятия, речи и мышления детей

Для старшей и подготовительной группы:

- развивающие игры, которые направлены на дальнейшее развитие внимания, памяти, восприятия и речи

-развивающие игры направлены на развитие интеллектуальных, логических, творческих способностей детей.

ФГОС ДО

2.6.. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др….

4.6… Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Изучив проблему, необходимо остановится на этом вопросе более подробно. Хотелось бы в простой и занимательной форме, не только повлиять на общее развитие, но и подготовить детей к школе, то есть научить обобщать, сравнивать, анализировать, иными словами, самостоятельно мыслить, аргументировать свои действия. В процессе работы были подобраны следующие игры для свободной игровой деятельности и индивидуальной работы с детьми и их родителями. К таким относятся: игры Никитиных (кубики, змейка, занимательные счётные палочки (палочки Кюизенера, соты Кайе (игры из серии сложи узор, сложи квадрат, игры Воскобовича (Геоконт и Чудо - крестики) не менее интересные игры Столяра, часто используемые нами блоки Дьенеша. Любая из этих игр применима к среднему и старшему возрасту воспитанников. Все они носят развивающий и предметно - игровой характер.

"Развивающие игры - это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта".

Классификация развивающих игр

Развивающие игры на сенсорные способности дошкольников

• Игры, развивающие мелкую моторику

• Игры на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

• Игры, развивающие мышление ребенка.

• Игры, развивающие фантазию, речь.

Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий

• Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач

• Систематизация и классификация игры по предложенным задачам

• Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.

• Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей.

Авторские развивающие игры :

• Игры А. А. Столяра

• игры Б. П. Никитина,

• игры В. В. Воскобовича,

• соты В. А. Кайе,

• блоки З. Дьенеша,

• палочки Х. Кюизенера и др.

Например, соты Кайе, автором которой является инженер - техник и изобретатель Виктор Августович Кайе. В его авторской коллекции более тысячи игр и игрушек, сделанных своими руками и имеющих развивающую направленность, кроме того формирующих в детях основы конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе формируются способности к техническому и архитектурному творчеству. Игры Кайе также влияют на развитие фантазии, глазомера и художественного вкуса.

Игровая развивающая система «Соты Кайе» предназначена для индивидуальной и коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет. Это – многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Её можно применять как в детском саду, так в домашних условиях.

Многофункциональность заключается в том, что:

во-первых, использование ее в качестве мозаики,

во-вторых в качестве графического конструктора,

в третьих, использование в качестве конструктора с заданиями на трансформирование рисунка,

в четвертых, «Соты Кайе» можно использовать как детское домино.

Начиная работу с использованием данной игровой системы, необходимо разработать систему упражнений (по принципу «от простого к сложному»).

Изначально, знакомясь с этой игрой дети используют её в качестве мозаики, причём используя только одну сторону данного конструктора (жёлтую, складывают незамысловатые фигуры (животные, насекомые, цветы и т. д.) Усложняя данный процесс, можно предложить использовать и вторую сторону данного конструктора, что заставит детей подумать, как это применить на практике, в помощь им можно предложить карты - схемы.

Дети с удовольствием включаются в работу. Для детей, у которых возникнут при выполнении заданий трудности, предложить необходимо карты - схемы. На этих картах Соты представлены в натуральную величину. Дети создают модели путем наложения элементов конструктора на карточку.

Использование «Сот Кайе» поможет решить следующие задачи:

Дидактические:

1. Учить выполнять задание по образцу (собрать «соты» по образцу)

2. Продолжать учить выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата в игре.

3. Развивать умение объяснять сверстникам содержание и правила игры, отвечать на вопросы об игре.

Развивающие :

1. Развивать умение контролировать свои действия на основе игровых правил, исправлять ошибки.

2. Формировать объемно – пространственное и ассоциативное мышление.

3. Развивать пространственное воображение, фантазию.

Воспитательные:

1. Формировать аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.

В работе также следует применять игры видных педагогов и авторов нетрадиционной системы воспитания Б. П. и Е. А. Никитиных, которые высказали тезис о том, что: "Творчество в жизни детей обязано присутствовать с самого рождения ".

Комплект «Сложи узор» состоит из 16 деревянных кубиков одинакового размера, уложенных в коробку. Грани кубиков окрашены по-разному в 4 цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов цветных узоров. К игре прилагаются два блокнота с образцами - заданиями. Задания даны с постепенным усложнением. Начинать игру можно индивидуально с детьми 3-хлетнего возраста, на основе подражания.

На начальном этапе детям предлагаются узоры в натуральную величину одного - двух цветов, чтобы ребенок мог для проверки закрыть узор кубиками. При этом предложить подумать, на что похож узор, вместе можно придумать ему название: дорожка, пила, фонарик, паровозик, елка, цветок и т. д. А также есть альбом с заданиями, в котором все задания представлены в игровой форме.

На втором этапе дети складывают более сложные узоры. Задания выполняют в парах, микрогруппах. Сколько узоров предлагается ребенку за одну игру - зависит от его настроения и возможностей. Игра строится на волне интереса на протяжении нескольких дней. Начинается с нескольких предыдущих узоров, чтобы ребенок побывал в ситуации успеха. Затем предлагаются новые узоры, ребенку дается возможность достичь своего "потолка возможностей". Через некоторое время про игру «забывают», чтобы не было пресыщения.

Следующий этап - творческий. Дети придумывают свои узоры, складывают и срисовывают их в индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку.

Развивающие игры Никитина помогают развить у детей :

• логическое и образное мышление;

творчество;

• умение работать со схемой;

• умение распознать и построить образ;

способность к самостоятельности;

развивают ориентировку в пространстве;

развивают внимание и воображение;

• анализ и синтез;

• глазомер и умение достраивать до целого;

• умение работать с чертежом и графические навыки;

• умение соотносить изображения с реальным объектом;

способность визуализировать цель и предвидеть результат;

• навыки конструирования.

Неоспоримым преимуществом для развития дошкольников обладают так называемые палочки Кюизенера - бельгийского педагога, который утверждал, что ребёнок на много легче усваивает материал, если он пред его глазами, как наглядное пособие. данная методика знакомит детей с понятием числа и его состава, натурального ряда, обучает математике и развивает логическое и наглядно - действенное мышление.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Существует множество наборов с разным количеством счётных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций:

• все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной 1см;

• палочки одного размера, окрашены одним цветом;

в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, жёлтые, фиолетовые, чёрные, бордовые, синие, оранжевые;

• самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1см можно назвать «кубик»;

• каждая следующая палочка длиннее на 1 см;

• если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения и длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3, красная – 4, желтая – 5, фиолетовая – 6, чёрная – 7, бордовая – 8, синяя – 9, оранжевая – 10.

Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, способность к моделированию и конструированию.

В работе по данному направлению необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. При реализации этого принципа учитывается характер детей, особенности мышления. Работу с детьми необходимо организовывать с учётом их «зоны ближайшего развития», от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

2. Принцип активности и осознанности. Определяется мотив обучения, учитывается уровень и характер познавательной активности детей.

3. Принцип систематичности и последовательности. Работа строится планово, с учетом задач, которые поставлены для данного возраста.

4. Принцип развивающего обучения. Повторение ведётся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» детьми.

5. Принцип наглядности. Считаю, что наглядность имеет важное значение, потому что мышление ребёнка носит наглядно-образный характер. Поэтому этот принцип реализуется через создание предметно-развивающей среды, внесение в центр логики – схемы, чертежи, знаки – символы.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера необходимо использовать в качестве игрового материала. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, а по ходу игр и занятий происходит знакомство дошкольников с цветом, размером и формами. Затем дети начинают работать по схемам (выкладывать палочки на изображение, сначала с помощью воспитателя, потом самостоятельно. По мере усложнения заданий, выкладывают своё придуманное изображение: домики, деревья, машинки, паровозики и др.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учаться постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, играя с палочками, дети знакомятся с понятиями величины, длины, ширины предметов; пространственных отношений; со свойствами геометрических фигур, пространственных представлений.

На третьем этапе происходит развитие количественных представлений. На этом этапе дети учатся соотносить цвет и число и наоборот, число и цвет; знакомятся с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

Таким образом можно считать, что Палочки Кюизенера – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. На мой взгляд, это как раз и соответствует основным требованием ФГОС ДО.

Среди именитых изобретателей и педагогов выделяется венгерский математик и психолог Золтан Пан Дьенеш, который заявлял, что главный подход к развитию детей - игровой, даже в изучении математики. Его блоки содержат элементы конструктора и развивающей игры (объёмные и плоские, круглые, квадратные и треугольные) - часто используем для изучения основ математики в игровой форме.

Дидактическое пособие для освоения математики, разработанный венгерским научным деятелем Золтан Дьенешем. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Фигуры делятся по таким признакам:

1. Цвет: синие, красные, желтые

2. Размер: маленькие и большие

3. Толщина: толстые и тонкие

4. Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Из чего состоит пособие?

1. Логические блоки

Сами фигурки- основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество игр. Главное предназначение- научить понимать свойства предметов.

2. Карточки

Изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры.

-цвет определяется пятном

-размер определяется силуэтом домика, одноэтажный- маленький, многоэтажный- большой

-контуры геометрических фигур соответствуют форме

-толщина- два изображения человечков. Первый- толстый, второй- худой

-в комплекте есть карточки с отрицанием. Перечеркнутый крест накрест знак.

3. альбомы

В альбомах представлены разные игры с фигурками, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания можно самостоятельно усложнять, вносить разнообразия.

Начиная работать с блоками Дьеныша необходимо познакомить детей с самими блоками. Сначала выложить наборы перед детьми и дать им вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже предложить следующие задания:

1. Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например, желтую фигуру).

2. Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

3. Дай мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

Затем предлагала игры, в зависимости от возраста детей:

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет

После первого знакомства с блоками Дьенеша (рассмотри, поиграй, сделай постройку) дети получают следующие задания:

1. Назови, какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

2. Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

3. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 5-7 лет

• Детям предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке.

Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей.

Самыми популярными в детском саду по - прежнему остаются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича (петербургского автора игр и пособий, создателя развивающей методики для детей от трёх до семи лет). Ему принадлежат слова: "Игра - интересная сказка в которой ребёнок помогает героям, тем самым сам выполняет различные задания". Это развивает творческое начало, прекрасную память и концентрацию внимания. «Геоконт» является прекрасным средством для развития произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей) формирования способности анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В игре развивается творческое воображение и пространственное мышление.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

На «Геоконте» дети создают силуэты по показу взрослого и собственному замыслу, по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта» в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка).

Весь комплекс игр и пособий под общим названием «ГЕОКОНТ» интенсивно развивает интеллектуальную сферу дошкольников.

Прежде всего, «Геоконт» открывает путь в мир Геометрии, Об этом говорит название игры, образованное из двух слов «геометрический» «контур»,

С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.

Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.

В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребёнка, подбирая игровые задания по силам.

1. Задания: «Дорожки» и «Квадрат, треугольник, домик» для детей 4-5 лет и при первом знакомстве с «Геоконтом» старших дошкольников. При знакомстве с данной игрой необходимо рассказать, как правильно с ней играть.

2. Задания, выполненные по готовым схемам, для дошкольников постарше (4-7 лет).

3. Играть с «Геоконтом» детям будет интереснее, если включить их в какую-нибудь сказочную историю.

4. Очень интересные задания и игры можно придумать для детей подготовительной группы для более легкого запоминания ими букв алфавита, (выкладывают резинками на «Геоконте» буквы).

Таким образом, используя логическую игру «Геоконт», подключая фантазию, можно в непринужденной игровой, а самое главное, интересной для дошкольника форме, достичь очень хороших результатов в развитии интеллектуальной сферы детей. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Незаменима игра Чудо - крестики - игра с вкладышами (круги и крестики, разрезанными в виде геометрических фигур. Главный принцип - на игровом поле собираются фигуры по схемам, по инструкции от простого к сложному.

Применение методики Воскобовича в детском саду способствует развитию внимательности, памяти, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Так, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика, дети различают и называют цвета, знают геометрические фигуры, могут ориентироваться на плоскости, не имеют проблем со счетом и раньше начинают читать. Вопрос готовности к школе оказывается решенным.

Не менее популярны игры белорусского педагога - методиста Абрама Ароновича Столяра. Игры данного автора направлены не только на важные понятия математики, но и информатики (алгоритмы, кодирования информации). Игры направлены на детей от 5 лет, они насыщены логическим и математическим содержанием. Способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении, успешно обладать основами математики и информатики. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Специфика предлагаемых игр такова, что в большинстве случаев в одну и туже игру можно играть много раз. Начав знакомство с этими играми, на первом этапе детям был предложен простой вариант на развитие внимания и наблюдательности (Сравни две картинки). Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать в чём отличие. Дети с удовольствием играю в данные игры. Потом переходить можно к более сложным играм, такие как "Мальчики" - закрепление счёта и порядковые числительные, "Муравьи" - направлена на изучение детьми различать цвета и размеры. Таким образом идёт усложнение по принципу от простого к сложному, что способствует развитию логического мышления у детей. Не все дети могут справится с более сложными заданиями (играми). В этом случае можно было попросить помощи у тех кто справился с заданием, но если видно, что ребёнок помощи не приемлет, то в этом случае предлагалось отложить игру и через некоторое время вернутся к ней. В этом случае результат будет более успешен у ребёнка чем при первой попытке. Соответственно радость от достижения цели более ярко выражена.

Игры Столяра направлены на развитие логического мышления, они способствуют формированию логических структур математического мышления, учат различать цвета и размеры, развивают пространственное мышление, кроме этого, развивают наблюдательность, способствуют усвоению счёта до десяти, дают представление о геометрических фигурах.

Все эти игры прекрасны, но предлагая их детям необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Игровые действия увлекают детей, способствуют развитию у них интереса, в том числе и интереса к живому общению друг с другом и воспитателем. Ребята с удовольствием производят действия с игрушками или с дидактическим материалом, которые привлекают их своей яркостью. Сначала в игру вовлекаются активные дети, но потом и остальные проявляют интерес, даже стеснительные и робкие. Эти дети часто помогают тем, кто не освоил игру, объясняя ход и принципы, что несомненно очень важно и для них и для тех, кто пока только на стадии начала.

В группе обязательно должен быть специальный уголок с разнообразными развивающими играми. Дети в любой момент могут играть в любую из этих игр, по желанию и интересу. Это стремление необходимо всячески приветствовать. Ведь игра - это не только удовольствие, на самом деле в играх есть строгие правила, нормы соблюдения которых вырабатывает умение анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль, приучать к сотрудничеству, выигрышу и проигрышу. В этих играх вырабатывается качество личности и умения, которые необходимы в любой жизненной ситуации!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр»
Опубликовано: 7 января 2021 в 21:40
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр»» (включая файлы) размещена пользователем Труфанова Анна (УИ 1245186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД