Ольга Гусева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в мир сказок
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в мир сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
1. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
2. Развивать умение действовать согласованно.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ,самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: расширение словаря по теме – подбор прилагательных к существительному (слово - «сказка»).
Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки, игра «Колобок» и «Репка» (карточки-схемы).
Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, столы, стульчики.
Вид занятия : Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочное путешествие с Девочкой, чтобы спасти Ванюшу, которого Гуси-Лебеди унесли в царство Бабы Яги. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны выполнить задания сказочных героев. В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.
Формы работы: Индивидуальная, коллективная.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поздороваемся.
Круг радости
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Вас рада видеть я!
Воспитатель. Вы любите сказки? А почему вы их любите? Вы много сказок знаете? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. А как вы думаете, где живут сказки?
Дети (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель.
Все что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Какие вы знаете пословицы про книгу?
Дети (предполагаемые ответы детей).
Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель. Я хочу пригласить вас в страну сказок.
«Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в вас зерно доброты»
Ребята садитесь на ковер-самолет, и мы с вами начинаем путешествие по сказкам (садимся, расстилаю ковер-самолет).
Воспитатель. Жили- были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Родители ушли на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка посадила братца под окошком, а сама убежала на улицу. Гуси-лебеди тем временем унесли братца на крылышках к Бабе Яге. Девочка увидела, что братца Гуси-лебеди унесли и заплакала.
Хотите помочь девочке справиться с Бабой Ягой? А ведь нас ждут испытания. Вам не страшно?
Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
Конкурс «Мозговой штурм» :
- Какими словами начинается сказка? (жили – были, в некотором царстве)
- Какими словами она заканчивается? (предполагаемые ответы детей).
- Я хочу предложить ещё одно задание.
Конкурс «Зашифрованное слово».
Воспитатель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду, а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. Получилось слово «Дружба».
Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».
Воспитатель. Побежала девочка своего братца искать и печку встретила. Спросила она у печки про братца, а печка ей предложила свои пирожки отведать, а девочка отказалась. Посмотрите, рядом с пирожками лежат карточки с заданиями.
Воспитатель. Ребята давайте поможем девочке разгадать загадки.
Конкурс «Угадай героя сказки».
Воспитатель. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
4. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
Сколько было козлят в сказке?
5. Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишка,
Стали жить, да поживать.
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Назовите тех, кто жил в теремке. Правильно, всего 6 героев.
6. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок», русская народная сказка)
Воспитатель. Бежит девочка, а навстречу ей яблонька. Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего лесного яблока, — скажу.
— Не хочу я твоего яблока кушать! Ответила девочка. Ребята, посмотрите, под деревом волшебный сундучок стоит. Мы его откроем чуть позже, а сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. А в сундучке снова загадки. И, так, вы готовы отгадывать? Будьте внимательны.
Конкурс «Волшебный сундучок».
Воспитатель. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Дети дают ответы на загадки.
Воспитатель. Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Оказывается, мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.
Чтобы открыть дверь Бабы- яги нужно ответить на вопросы.
Конкурс «Кто говорит эти слова?».
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Конкурс «О какой сказке идёт речь?»
1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
3. Сяду на пенёк, съем пирожок.
4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.
5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.
6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.
Игра «Помоги героям сказок встретиться».
Для каждой команды — конверт с героями сказок. Картинки раскладываются на ковре, и по сигналу дети начинают собирать героев названной сказки.
Воспитатель. Оказывается Баба Яга не очень добрая, и она нам не очень рада.
Воспитатель. Баба – Яга готова отдать мальчика. Но у Бабы Яги есть слабое место: она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она вернёт Ванюшу. Согласны вы решать задачки Бабы Яги? (предполагаемые ответы детей)
Дети решают задачки, которые задает Баба Яга.
Конкурс «Дополни имя».
Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Для мальчиков: Кощей -, Мальчик -, Братец -, Иван -, Змей - …
Для девочек: Елена -, Сестрица -, Василиса -, Крошечка -, Царевна-…
Конкурс «Стань артистом»
Воспитатель детям предлагает стать артистами и показать отрывки из сказок : команда № 1 — «Репка»; команда № 2 — «Колобок». Дети самостоятельно берут вещи и предметы, необходимые им.
Воспитатель:
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
Воспитатель: «Девочка взяла братца и побежала домой». И нам пора возвращаться.
Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили. За время нашего путешествия вы наверно проголодались?
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас подарю. (Выношу пироги в корзине и угощаю всех чаем)
Продолжайте, дети, любить сказку.
Успехов вам!