Елена Черных
Мастер-класс «Применение технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Применение технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: внедрение технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в педагогическую деятельность педагогов.
Задачи:
- познакомить педагогов с развивающими играми Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми;
- развивать творческий познавательный интерес к играм Воскобовича;
Публикация «Мастер-класс „Применение технологии В, В, Воскобовича „Сказочные лабиринты игры“ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- воспитывать уважение к авторским играм;
- применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
Ход мастер-класса :
Тема моего мастер – класса «Применение технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с детьми дошкольного возраста».
Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм В. В. Воскобовича и поближе познакомимся с некоторыми из них.
Актуальность:
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Необходимым условием в организации работы с детьми считаю создание атмосферы доброжелательности, организацию общения с ребенком с учетом индивидуальных особенностей.
В своей работе я используют личностно - ориентированные, игровые, проблемно-поисковые и развивающие технологии. Руководствуюсь принципом сохранения самоценности дошкольного детства в удовлетворении ребенком желаний и потребностей в общении, в движении, в игре.
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика В. В. Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
«Сказочные лабиринты игры» - игровая технология, на ее основе можно строить образовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства.
Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:
• Познание
• Интерес
• Творчество
Цель технологии : построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
В играх Воскобовича, выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
• универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
• предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
• конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени.
В своей деятельности для эффективного решения образовательных задач с детьми я использую такие игры : «Фиолетовый лес», «Игровой квадрат», «Лепестки Воскобовича», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Кораблик Плюх-плюх».
В ходе игровой деятельности с развивающими играми Воскобовича, я знакомлю детей с персонажами сказок. Например : в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Игровом квадрате» – ворон Метр, в «Кораблике Плюх-плюх» - матросы – лягушата и капитан – гусь, в «Чудо-цветике» - Малыш Гео и девочка Долька. Знакомясь со сказочными героями, мы преодолеваем с детьми сказочные препятствия, добиваясь успеха.
Эти игры я использую как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в индивидуальной и самостоятельной.
В Фиолетовом Лесу 9 сказочных областей, у каждой области есть своя игра, своя сказка и свой сказочный герой. А сейчас я приглашаю вам отправиться в небольшое путешествие по областям Фиолетового леса, которые мы сможем обследовать с помощью развивающих игр Воскобовича.
Практическая часть:
Предлагаю теперь перейти к практической части нашего путешествия. Мне потребуются помощники - приглашаю 2 желающих занять места за столом.
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаем (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
Я хочу всем нам пожелать интересной и плодотворной работы.
1. Для начала я вас познакомлю с пособием «Геоконт». Этот игровой набор сопровождается методической сказкой «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» в названии которой зашифровано слово «ГЕОМЕТРИЯ»
В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят — это не просто доска, а сказка про малыша Гео. На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов).
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творческие способности.
Дети создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.
Уважаемые участники, пожалуйста возьмите «Геоконт». Предлагаю вам выполнить первое задание.
Представьте, что мы находимся в Фиолетовом лесу и нам с вами нужно преодолеть некоторые преграды и вот первая из них. Нам нужно попасть на поляну с золотыми плодами. Идти пешком очень долго, нам бы не помешала чья-то помощь. Сейчас мы с вами сделаем этого помощника. Возьмите любую понравившуюся вам резинку и приступим.
С3-Ф3-Б3-О1-О4-Ж4-Ж2-З4-Ф1-С3
Что у нас получилось? Лошадка.
А сейчас я вам предлагаю немного усложнить задания. Я подготовила вам схему, по которой вы сами выполните задание и определите, что у вас получилось.
Вы прекрасно справились с заданием, и мы добрались с вами до следующей области с красивым названием «Голубой ручей».
2. А проплывем мы через «Голубой ручей» на кораблике под названием «Брызг-брызг».
Главными героями, которого являются капитан Гусь и лягушата-матросы.
Наш Капитан Гусь интересуется у матросов:
- Сколько мачт на корабле? (7).
- Давайте посмотрим и сравним одинаковые ли мачты по высоте? Покажите самую низкую, выше низкой, ниже средней, средняя, выше средней, ниже высокой, самая высокая.
- Посчитайте мачты, начиная с носа.
- Посчитайте мачты начиная с кормы.
- Какого цвета флажки на мачтах?
- Какого цвета флажки на средней мачте? Сколько их? (Спросить про каждую мачту) низкой, выше низкой, ниже средней, выше средней, ниже высокой, самой высокой).
- Покажи самую низкую мачту. Сколько на ней флажков? Какого цвета? (1, красного)
Подул слабый ветер и снял по одному флажку с каждой мачты. На какой мачте не осталось флажков?
- Надоело ветру играть с флажками, он рассердился, подул еще сильнее, и кораблик накрыло волной. Что же произошло с флажками? (Они намокли)
- Капитан Гусь дал команду снять флажки и высушить.
- А теперь, когда тучи рассеялись, Капитан командует повесить матросам флажки в таком порядке:
1-я мачта от кормы снизу – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
2-я мачта от кормы снизу – оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
3-я мачта ….
Эта игра способствует:
- развитию сенсорных способностей детей через классификацию предметов по цвету;
- развитию мелкой моторики рук через манипулирование разными предметами;
- развитию математических представлений (счет в пределах 10; состав числа в пределах 10);
- обучению определению размера предметов.
3. Продолжая наше путешествие, я бы хотела познакомить вас с еще одним пособием, которое называется – «Двухцветный квадрат» или как его называют сейчас «Квадрат Воскобовича».
Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т. д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.
Двухцветный квадрат Воскобовича представляет собой тканевую основу, на которую наклеены треугольники. Они зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать.
Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности, сенсорные способности, умение конструировать.
Складывая «Квадрат» можно познакомить детей с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами.
А теперь я предлагаю вам, поиграть с квадратом по мотивам сказки «Теремок».
Давайте поближе рассмотрим, у вас на столах лежит геометрическая фигура. Скажите, как она называется? (квадрат)
Правильно! Покажите мне у квадрата стороны и сколько их? (4)
А сколько углов (4). А покажите мне, пожалуйста, середину квадрата!
А сколько цветов у нашего квадрата (2), а какие (красный и зеленый)
(закрепление названий геометрических фигур, цветов, закрепление терминов «сторона», «угол» счет до 5)
Молодцы! Все правильно вы сказали. Да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку. Он очень хочет с вами поиграть. Сейчас наш волшебный квадрат большой. Давайте превратим его в маленький. Сложите его пополам, а потом еще пополам. Что получилось?
А теперь наш квадрат превратиться в дом-теремок. Сделайте квадрат большим. Положите зеленой стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился зеленый дом с красной крышей. Молодцы!
Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, смотрит - теремок стоит!
Складывают мышку.
Переверните квадрат красной стороной к себе, сложите пополам и загните верхний уголок. Молодцы, вот и мышка стала в теремке жить поживать, да чай распивать. Сколько зверушек стало жить в домике? (1)
(доставая игрушечную лягушку) : Вот лягушка скачет по полянке, в теремке тоже хочет жить, мышку конфеткой угостить. Пока лягушка скакала конфетку потеряла. Давайте угостим Лягушку – квакушку конфетой. Сделайте, пожалуйста. Складывают конфету. Положите квадрат так, чтобы 1 уголок был вверху, а 2 внизу. А теперь сложите уголочки, которые находятся под вашими руками в серединку квадрата. Молодцы!
Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, чтоб угостить мышку конфетками и с ней вместе жить. Сколько теперь зверушек в домике. (2)
Тут на опушку выскочил зайчик. Ой, что же это? Это озеро. Зайчику озеро преградило дорожку к терему. А как же зайчику попасть к теремку? (надо переплыть) На чем можно переплыть озеро? (На лодке). А у нас она есть? (Нет) А давайте мы ее сделаем из нашего волшебного квадрата! Сложите квадратик, как конфетку, а потом пополам. Наш волшебный квадратик превратился в лодочку. Отправляемся на нем вместе с зайчиком путешествовать по ручейку, поплыли.
Вот заинька переплыл ручеек, зашел в теремок и стали они жить вместе. Сколько зверушек стало в домике? (3)
Кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же лиса. Но пока она бежала по дорожке, потеряла туфельку. Ребята, давайте поможем лисичке и сделаем для нее туфельку. (делают туфельку)
Переверните квадрат красной стороной к себе, берем левый верхний угол и складываем пополам, теперь верхний угол треугольника сворачиваем во внутрь (получится ежик, берем нижний угол квадрата и складываем вверх, получится красный квадрат, а теперь нижний треугольник сгибаем назад и получилась туфелька.
Сколько зверушек живет в теремке? (4)
А по лесу уж медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревё т: «Вы пустите меня в теремок!
Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок? (Нет) Почему? (Медведь очень большой) А теремок у нас … .? (Маленький)
После того как пришёл медведь и развалил теремок, Что же делать? Как зверям жить дальше? Теремка нет. Что надо сделать? (Надо построить новый Теремок)
Какой должен быть теремок, чтобы в нём всем зверушкам было не тесно?
Большой, высокий, чтобы всем зверушкам хватило места. Делают из всех квадратов один большой теремок.
Молодцы! Все правильно вы сказали и сделали! Вот какой большой у нас получился Теремок! Теперь всем животным хватит места! Наши животные будут жить вместе весело и дружно! Спасибо Вам! А теперь Волшебному квадрату пора возвращаться к себе в страну математики. Давайте поблагодарим его за такое чудесное путешествие в сказку «Теремок».
С помощью игр Воскобовича я приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Для этого я провожу родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные занятия с детьми и родителями, где знакомлю родителей с некоторыми играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий.
А я предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями.
Итог:
Вот подошел к концу наш мастер-класс, хочу вас поблагодарить за участие, за творчество и позитивный настрой. Спасибо за внимание!