Папки-передвижки

Мастер-класс «Познавательно — исследовательская деятельность»

Расима Исхакова
Мастер-класс «Познавательно — исследовательская деятельность»

Тема: Проблемные ситуации в развитии познавательно – исследовательской деятельности.

Цель: Формирование компетентности педагогов ДОО - педагогические технологии. Организация познавательно - исследовательской деятельности.

Ход мастер – класса:

1. Технология.

Познавательно – исследовательская деятельность – это действия, направленные на познание (изучение чего-либо) через исследования, опыты, эксперименты. Технология – последовательность действий использования этого вида деятельности. Она применима во всех видах деятельности (специально организованной, совместной педагога с детьми, самостоятельной, игре, взаимодействиях родителей с детьми). Её можно использовать во всех образовательных областях (познании окружающего мира, ФЭМП, продуктивных видах: рисовании, лепке и конструировании, музыке и ФИЗО, как наглядный или практический метод, для более эффективного понимания изучаемого материала.

В основе лежит динамичность окружающего мира (Н. Е. Вераксы) т. е. превращения одного в другое, будь то состояние вещества, форма, размер, объём, цвет, сила и тон звука или другое. Исследуя чего-либо, мы преднамеренно, т. е. целенаправленно превращаем одно в другое. При этом то, что было экспериментом в первый раз, в последующем будет применением полученного опыта в этом виде деятельности. Отличительной особенностью исследовательской деятельности, будь то опыты или эксперименты, является наличие проблемы. Работа проводится по определенному алгоритму.

Алгоритм действий для осуществления исследования:

Проблема – цель – гипотезы (поиск способов решений) – проверка гипотез – результат (+, -) – вывод.

Рассмотрим ФЭМП. Области применения исследовательской деятельности:

• Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных параметров;

• Сравнение величин объёма, веса, длины, формы;

• Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них;

• Независимость количества от расположения;

• Сравнения множества предметов;

• Объёмные формы, развёртки.

Целью педагога будет – познакомить, научить способам действия, целью детей – открыть для себя способы действия…. Действия зависят от цели. (Пересыпать крупу из миски в стакан – действие. Цель – пересыпать. Проверить – насколько заполнится стакан? Цель – измерить уровень наполнения стакана крупой.) Для чего? Цель вытекает из проблемы.

Рекомендация: Менять условные мерки, чтобы не произошло зацикливания на мерке, как на эталоне. Условная мерка – это то, что под рукой в данный момент.

Уровни экспериментальной деятельности:

• Педагог сам ставит цель, выдвигает гипотезу, предлагает и демонстрирует способы реализации.

• Педагог помогает ставить цель, принимает гипотезы детей, дополняет по необходимости, в совместной деятельности получают результат и делают вывод.

• По поставленной педагогом, или самостоятельно, цели, дети самостоятельно реализуют выдвинутые гипотезы и делают вывод.

2. Демонстрируемые приёмы и методы (способы достижения целей). Исследовательские методы и приемы помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить не случайную зависимость и определить причины и следствие.

Приемы: Методы:

• Создание развивающей среды.

• Проблемная ситуация.

• Интрига

• Наводящие вопросы

• Уважительное отношение к высказыванию (не отвержение никаких гипотез)

• Предоставление свободы выбора

• Проблемные вопросы

• Пополнение уголка новым материалом

• Приемы межличностного сотрудничества

• Работа по указанию целей педагогом

• Беседа

• Счет количества мер

• Измерение условной мерой

• Сравнение визуальное (зрительное)

• Эксперимент

• Анализ

• Наблюдение

3. Занятие с демонстрацией приёмов.

Рассмотрим тему «Ознакомление детей с условными мерками измерения объёма сыпучих веществ» (старший дошкольный возраст).

Цель: Познакомить и научить способам измерения объёма сыпучих веществ условной меркой, сравнивания объёмов сыпучих веществ.

Задачи:

• Научить фиксировать количественный счёт счетным материалом;

• Наполнять одинаково веществом условную меру при измерении;

• Подвести к использованию одинаковых по объёму условных мерок при сравнении.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: 2 птицы, мудрая сова, 2 кормушки разные по форме и величине с равным количеством зерна;

Лаб. посуда:2 одинаковых пластиковых стаканчика + 1 другой, фломастер, 2 миски разной величины, 2 одинаковые ложки,1 большая и 1 маленькая ложки, доска.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Разыгранная ситуация: 2 птицы поспорили между собой, в чьей кормушке больше зерна.

Мудрая сова даёт совет – проверить.

Мотивация: Помочь птицам разрешить спор.

Проблема: Как измерить?

Предполагаемые гипотезы, которые могут предложить дети (принимаются все предлагаемые варианты, включая парадоксальные):

• Посчитать зёрна;

• Взвесить содержимое кормушек;

• Пересыпать из кормушек в 2 стаканчика и сравнить уровень зерна;

• Переложить ложками и посчитать количество ложек;

• Пересыпать из одной кормушки в стаканчик, отметить уровень фломастером, затем из другой и сравнить.

Проверка гипотез (обсуждение возможной реализации):

• Зёрен очень много – займёт много времени и можно ошибиться в счете. Это можно сделать попозже. Рассмотреть и сравнить зерна в кормушках – семечки крупнее зерен ячменя – сравнение по количеству будет неверным.

• Сравнение будет очень точным, но в данный момент нет весов. Найти весы и проверить в другое время.

• Пересыпать из кормушки в стаканчики будет неудобно – можно рассыпать. Удобнее пересыпать в миски и переложить ложками в стаканчики, заодно посчитать количество ложек.

От имени птиц преднамеренно спровоцировать выбор разновеликих ложек (для измерения).

Уточнение способов и распределение работы (обсуждение):

• Как работу сделать быстрее? Разделиться на 2 группы. Измерять сразу из двух кормушек.

• Один будет мерять, другие считать.

• Как набирать зерно по сколько? Полную ложку, одинаково каждый раз.

• Как можно посчитать, чтобы не ошибиться в подсчете? Использовать счетные палочки.

Практическая работа.

Анализ и обсуждение результатов:

• В стаканчиках зерна поровну.

• Количество отмерянных ложек разное. Почему? Ложки разной величины.

Вывод: Использовать ложки одинаковые. Проверить.

• Использовать один стаканчик с отметкой уровня фломастером для проверки предыдущего сравнения. Проверить гипотезу.

Анализ результатов независимости объема от формы и размера посуды (кормушки) от имени птиц. Мудрая сова – Проверили? Проверили – поровну. – Клюйте на здоровье и других угощайте и запомните: ЕСЛИ В ЧЕМ-ТО ВЫШЛО НЕСОГЛАСИЕ – НУЖНО ПРОВЕРИТЬ!

4. Практическая работа: самостоятельная работа слушателей. Карточки на определение наличия элементов исследовательно – эспериментальной деятельности по фрагменту. Доказать.

Карты для практической работы:

• Познавательно – игровая деятельность (2 мл. гр.)

Нам для игры сегодня понадобятся 2 веревки – длинная и короткая. Вот они. Показать 2 клубка из веревок разной длины и толщины. Вопрос детям: В каком клубке веревка длинная? В каком – короткая? (Ответы). Как узнать? (Предложения детей). Размотать и сравнить. Обозначить словами. Снова смотать. Вопрос: Какая сейчас длинная? Какая короткая? (Ответы) Как вы догадались? (Ответы) Почему тогда клубки одинаковой величины? (Ответы) Рассмотреть и обозначить словом толщину веревок. Из чего сделаны веревки? (Ответы) Где ниток больше в толстой или тонкой веревке? (Ответы) Словесное обозначение. Нам для игры понадобиться змея и ворота. Какая веревка похожа на змею? Из какой веревки можно построить ворота, и каким образом? (Ответы) Построение ворот.

Игра.

• Старший дошкольный возраст. Формирование представления о звуках. Организованная деятельность.

Сказочная ситуация: Иван-Царевич с Василисой Премудрой спасаются бегством от Бабы-Яги. Баба-Яга настигает. Василиса -Премудрая советует Ивану бросать «волшебные банки» с веществами за спину. (Банка с водой – река широкая, с зерном – лес густой до самого неба, с кубиком – гора крутая, с воздухом – туман густой, только банки открывать нельзя – волшебство пропадет. В какой банке что находится? (вода, зерно, кубик, воздух). Как определить, не открывая банки? Возможно ли? Почему? Каким образом?

• Совместная или инд. деятельность.

Определить банки по весу: самую тяжелую, самую легкую, не трогая банок. Если: самая тяжелая стоит справа от банки с синей крышкой, а у самой легкой банки крышка не красного цвета. Возможно ли? Почему? Каким образом? Что может находиться внутри, если все банки полные?

• Организованная деятельность (старший дошкольный возраст). ФЭМП.

Чтобы добраться до клада, нужно подобрать ключ – код к сейфу (двери) с цифровым набором 613527 количественным счетом с помощью мешочков с пуговицами (бобами). (Ознакомление с приемом счета на ощупь). Каким образом?

• Тема «Значение звука в слове» (старший дошкольный возраст).

Поработаем волшебниками: Можно ли превратить ДОМ в ДЫМ, РУКУ в РЕКУ и т. п.? Каким образом? Зависимость звукового набора слова и предмета.

• Изучение свойств воды (старший дошкольный возраст).

Иван решил освободить пленников из заточения у Кощея. Добрался до двери в подземелье. На двери висит заколдованная бутылка с заветным ключом внутри, на дне вода. Ничем не смог Иван разбить бутылку, ни пробку открыть. Позвонил тогда он Василисе Премудрой. Дала она ему совет. Иван быстро справился с задачей, достал ключ, открыл дверь и выпустил пленников. Что посоветовала Василиса Ивану? Гипотезы. Демонстрация опыта по превращению воды в пар.

• Измерение условной меркой длины. Шагами.

Бабушка решила сделать внучке подарок. По телефону она попросила измерить длину комнаты шагами, связала дорожку и привезла внучке. Она очень огорчилась, увидев, что дорожка длиннее комнаты? Почему так получилось? Докажите.

• Ориентировка в пространстве (старший дошкольный возраст). Совместная деятельность.

Дети рисовали кубик с натуры. У них получились такие рисунки. Все нарисовали правильно. Как выглядел кубик? Почему ты так решил?

Петя Вася Коля Лена Оля

Публикации по теме:

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Познавательно — исследовательская деятельность»
Опубликовано: 6 сентября 2024 в 08:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Познавательно — исследовательская деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Расима Исхакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 сентября. День изучения профессий. Передвижка «Мой любимый детский сад»

Сентябрь — начало нового года не только в школах и вузах, но и в детских садах. После летних каникул в дошкольные учреждения, в свой второй дом, вновь спешат малыши.

6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД