Приложение МААМ

Мастер-класс «Популяризация современной детской песни с использованием ИКТ»

Держак Наталья
Мастер-класс «Популяризация современной детской песни с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы

Популяризация современной детской песни с использованием ИКТ

Представление о том, что такое "элементарная грамотность музыканта", постоянно претерпевает изменения. Когда-то с этим понятием связывали наличие у него музыкального слуха и умение читать ноты с листа. А с недавних пор элементарная грамотность для многих педагогов – это значит быть пользователем персонального компьютера. Хочется думать, что, по аналогии, следующий вариант трактовки "элементарной грамотности" будет - умение работать не только в текстовых, но и в звуковых, графических, фото и видеоредакторах.

Публикация «Мастер-класс „Популяризация современной детской песни с использованием ИКТ“» размещена в разделах

Поэтому тема мастер- класса посвящена стремительному проникновению информационных технологий в работу музыкального руководителя, в том числе и в певческую деятельность дошкольников.

«ПРОБЛЕМА»

Сегодня развитие сферы образования на основе использования информационных технологий считается важнейшим национальным приоритетом. В дошкольном учреждении компьютер используется, как средство обогащения детской деятельности, развития творческих способностей ребенка и самого педагогического процесса. Музыкальными руководителями д. с «Дубравушка» накоплен богатый экспериментальный опыт использования ИКТ в своей практике с 2008 года.

На наших занятиях с дошкольниками регулярно используется артикуляционная гимнастика и упражнения по методике В. П. Емельянова. Несколько лет подряд в нашем детском саду ведется работа с детским хоровым коллективом «Звонкие голоса «Дубравушки».

Однако анкетирование родителей и воспитателей на тему «Поем дома и в саду» показало, что

Дети мало поют дома и в группах д. с, предпочитая исполнять популярные песни для взрослых

Больше половины родителей не знают певческий материал, разучиваемый детьми на занятиях,

В семейном кругу для слушания, в основном, используется лишь репертуар из советских мультфильмов и песен пионерского детства, причем родители признают свою недостаточную компетентность в области современных новинок

Т. о. помимо традиционной задачи научить петь детей в унисон, перед нами возникла проблема формирования мотивации, сохранения и приумножения интереса к певческой деятельности в целом.

О значении пения написаны тонны методической литературы. Между тем, яркий лозунг советской эпохи «Нам песня строить и жить помогает!»- в наши дни уже давно стал поседевшим архаизмом. Казалось бы, не все так плохо, ведь радио и телевидение ведут массовую пропаганду эстрадной песни. Но, как правило, выдающиеся продукты шоу- бизнеса имеют сложные ходы мелодии, сомнительные тексты и рассчитаны на людей репродуктивного возраста. Это хорошо, если малыш в качестве дополнительного образования посещает занятия вокального кружка. Замечательно, если в детском саду любит петь воспитатель. Прекрасно, когда энергетического заряда неравнодушного музыкального руководителя хватает детям до следующего занятия. А если это не так? Как привить массовому дошкольнику интерес к музыкальному искусству? Чем оживить программный репертуар, давно набивший оскомину? Как заставить ребенка полюбить петь?

Столкнувшись с этой проблемой, мы, в первую очередь, запаслись терпением и в результате продолжительной поисковой деятельности собрали емкий по объему нотный и цифровой аудио - материал. Оказалось, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня творят не только Н. Луконина, Л. Олифирова и З. Роот, но и Виталий Алексеев, Евгения Зарицкая, Александр Ермолов, Татьяна Музыкантова, Лидия Раздобарина, Константин Костин, Андрей Варламов, а так же многие другие композиторы. Их компания постоянно обновляется. Многие разрешают пользоваться своими материалами безвозмездно. По мнению авторитетных детских психологов, наиболее благотворно влияют на музыкальное и психоэмоциональное развитие ребёнка песни с простыми, но запоминающимися мелодиями и текстами, которые учат добру и любви. Т. о, следующим шагом стала попытка отфильтровать из современных предложений песен для детского исполнительства «хорошие» и «не очень». В результате нами был сформирован наиболее приемлемый дополнительный репертуар для слушания и пения по разным возрастным группам, где одни только названия песен («Манная каша», «Цыпленок- крошка», «Капелька чудесная», «Божья коровка», «Ежик», «Любимый папа», «Детский сад» и т. п) уже говорят сами за себя.

Обучение пению требует от ребенка волевых усилий, внимания. Интерес - самый основной «катализатор» певческой деятельности дошкольника. Ему легче запомнить то, что произвело на него впечатление. Поэтому в работе с детьми мы используем весь арсенал игр со стихами, пением и движением. Ритм, неизменный порядок слов, рифма, очаровательная мелодия являются для малыша элементом для подражания, вызывают у него улыбку и положительные эмоции.

«МОТИВАЦИЯ»

Чтобы поддержать интерес к песне, поднять энергетику ребят, на музыкальных занятиях и в совместной деятельности мы стараемся создавать игровые ситуации и использовать творческие задания.

Качество голоса напрямую зависит от уровня нашей энергетики. У Федора Шаляпина и Фредди Меркьюри энергия просто била фонтаном. Вам нравятся их голоса?

Улыбающийся человек гораздо более восприимчив к усвоению и передаче энергии, он менее зажат. А сколько «побочных» эффектов – свободная диафрагма (да и все остальное тело, естественное дыхание, эндорфины и потрясающее настроение! Энергию улыбки можно и нужно культивировать.

Самым трудоемким этапом популяризации современной детской песни является ее «путевка в жизнь», т. е. реклама и распространение среди массовой аудитории. Для ребенка, как и для любого другого жителя современного мегаполиса наиболее эффективным является аудиовизуальный способ получения информации, поэтому…

«ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ»

Для полуляризации современной детской песни, как и для получения чистоты интонации важно систематическое повторение репертуара в хорошем исполнении. На праздниках, родительских собраниях, развлечениях и семейных досугах мы часто вводим выступления детей, посещающих занятия хора, родителей или хорошо поющих воспитателей. Песни в исполнении наших ребят часто транслируются по внутрисадовому радио. В группах появились «Музыкальные киоски» с записями программных произведений для слушания, музыкальных игр, народных, колыбельных и просто лучших песен детства. Эти диски родители могут взять домой, скопировать или просто послушать вместе с детьми. Работа «Музыкального киоска» негласно способствует формированию хорошего музыкального вкуса не только у детей, но и у их родителей.

В пределах детского сада музыкально- театральные представления являются одной из самых эффективных форм воздействия на дошкольников. Музыка – важная составляющая наших спектаклей. Она оформляет, даёт объём и харизму каждой мизансцене, подчеркивает характер кукол, их настроение. При этом используются как народные мотивы, музыка из любимых мультфильмов, отдельные части детских эстрадных песен, так и традиционная классика. При грамотно подобранном репертуаре, профессионально составленном сценарии, сказка долго живет рядом. Знакомые мелодии вызывают бурный восторг зрителей, а песни из сказок, разучиваемые с детьми после спектаклей, исполняются с особым удовольствием.

В нашем саду есть много талантливых детей, в том числе и поющих. Потому к нам пришла идея оставить в нашей методической копилке их песенное творчество. Подобные эксперименты стали возможны с приобретением компьютера и лицензионных программ и практикуются в нашем детском саду с 2008 года. Стихи и песни в исполнении воспитанников активно используются на радиоконцертах, праздничных утренниках, открытых занятиях. Эти записи слушают дома и в группе детского сада. Они звучат и на обычных музыкальных занятиях, чтобы по этому примеру способных ребят учились петь их младшие товарищи.

А как же быть с «гудошниками»? Неужели на них можно поставить жирный крест? Наш опыт предыдущих лет показывает: если ребенок слышит знакомую песню в исполнении своего друга - у него срабатывает мотивация: я тоже так смогу. А слушая сам себя, ребенок неуклонно повышает самооценку.

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ»

Некоторые методы и приёмы нашей работы на первый взгляд могут показаться совсем «невокальными». Бывает, что мы берё м ребятишек на индивидуальные занятия прямо на улице: разговариваем с ними на темы, близкие к содержанию песни, проговариваем слова с выразительной интонацией, слоги, трудные словосочетания. Для формирования мотивации к пению в раннем возрасте (младшие, средние группы) срабатывает эффект «волшебных ручек». Это пальчиковая гимнастика, сопровождающая на этапе разучивания новую песенку. А если малышам показать видеоклип на разучиваемую песню, то предела детским желаниям нет и не будет. Как правило, «непоющим» детям очень трудно дается исполнительство : они комплексуют, стесняются. А в непринуждённой обстановке (на улице, на качели, на эстраде, на птичьем дворе) от простого общения до «работы на зрителя» уже рукой подать. Порой достаточно 1-2 индивидуальных занятий, чтобы расположить ребенка к себе. Тогда уже можно попробовать делать первые опыты звукозаписи.

При записи сольного исполнительства музыкальными руководителями идет кропотливая индивидуальная работа. Она заключается не только в заучивании слов, но и в работе над артикуляцией и звукопроизношением, чистотой интонирования мелодии, над темпом, ритмом и интонационной выразительностью в отдельных фразах. Правильно пропетые моменты записываются, при необходимости группируются и готовятся к сведению в микс. Работа с микрофоном настраивает дошкольника на серьё зный лад: он старается, прислушивается к советам взрослого, ему это нравится, он чувствует себя настоящей «звездой». В результате таких занятий даже у «непоющего» ребенка совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Лучшие детские песни страны в хорошей аранжировке, исполненные голосами наших воспитанников, обработанные компьютерными звуковыми программами с наложением студийных эффектов – это весомый вклад в содержимое детского портфолио. Такие музыкальные записи становятся не только методическим пособием для музыкального руководителя и воспитателя, украшением любого группового занятия, досуга или развлечения, но так же памятным подарком для родных и близких каждого ребенка. А при желании они могут послужить неоценимым подспорьем для звукового оформления семейных видео- летописей.

Наш опыт давно принес результаты:

Дети и их родители полюбили песенный репертуар, постоянно интересуются новинками.

По словам родителей, дошкольники стали чаще петь и регулярно слушать детские песни дома, в гостях, в машине, в газели, в детском саду.

Мы стали узнавать родителей в лицо и слышать в свой адрес искреннюю благодарность.

Мамы и папы всех воспитанников без исключения получили возможность услышать, а порой и увидеть готовый «продукт» музыкального воспитания в детском саду

Нам удалось повысить свой авторитет и статус нашего дошкольного учреждения в глазах родителей

Стеснительным ребятишкам удается преодолеть свою неуверенность и поверить в свои силы.

Мы «открыли» для себя детей, которые раньше считались бесперспективными.

Т. о, на наш взгляд, с помощью информационных технологий мы выбрали, может, и не исключительно правильный, но достаточно верный путь решения задачи формирования мотивации, сохранения и приумножения интереса детей к певческой деятельности

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Детский мастер-класс по аппликации из детской ладошки «Тигрёнок»Детский мастер-класс по аппликации из детской ладошки «Тигрёнок» Детский мастер-класс по аппликации из детской ладошки «Тигрёнок» Аппликация из ладошек чаще всего принимает образ забавного персонажа.

Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельностиИгра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности Этапы педагогической технологии организации игры- фантазирования: 1. этап: Обогащение или активация литературного опыта как основы игры.

Мастер-класс изготовления настольной детской игры «Квартет»Мастер-класс изготовления настольной детской игры «Квартет» Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Актуальность Эта игра знакома многим.

Консультация «Авторские сказки и стихи в чтении художественных текстов современной детской литературы» Общая тема: «Позитивный творческий подход к чтению художественных текстов современной детской художественной литературы с помощью авторских.

Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности»Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности» Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности» Дата проведения: 16.11.2020. Ведущая МК : Нестерова Е. В., воспитатель.

Мастер-класс по детской игре «Камушки»Мастер-класс по детской игре «Камушки» Последние две публикации Татьяны Титовой о камушках всколыхнули, взбудоражили мою память, напомнили о моем далеком детстве. Прекрасная беззаботная.

Мастер-класс по вязанию спицами детской кофтыМастер-класс по вязанию спицами детской кофты Узор «Азиатский колосок» Азиатский колосок, или, как его еще называют, восточная коса — эффектный, модный, объемный и стильный узор, который.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Проект «Песни Владимира Шаинского, песни на все времена» Проект «Песни Владимира Шаинского,песни на все времена» Автор: Пштыка Ирина Петровна, музыкальный руководитель Современный ФГОС ДО предъявляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Популяризация современной детской песни с использованием ИКТ»
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 20:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Популяризация современной детской песни с использованием ИКТ»» (включая файлы) размещена пользователем Держак Наталья (УИ 143269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД