Любовь Иванова
Анализ работы по экспериментированию с «бросовым» материалом. Кружковая работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе воспитатели видят развивающий потенциал конструирования из «бросового» материала в качестве содержания досуговой деятельности детей, рассматривают его как средство творческого развития ребёнка и воспитания основ экологической и экономической культуры.
В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении расширить содержание воспитательно-образовательного процесса по интеллектуальному развитию детей помогает дополнительное образование.
Главная цель дополнительного образования – это гармонично-развитая, социально-активная, творческая личность ребёнка.
Публикация «Анализ работы по экспериментированию с „бросовым“ материалом, Кружковая работа в детском саду» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Поделки из бросового материала
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Поэтому я участвую в реализации нашим образовательным учреждением дополнительного образования и провожу занятия с детьми старшего дошкольного возраста в кружке «Экспериментальная лаборатория» и в кружке для мальчиков старшего возраста «Самоделкино» по конструированию из «бросового» материала.
В 2009 году я создала экологический центр, который включает в себя:
• Экспериментальную лабораторию
• Мини-планетарий
• Мини-мастерскую «Самоделкино»
В мини-мастерской провожу занятия с мальчиками старшего возраста по парциальной программе «Самоделкино», целью которой является:
- формирование основ разумного использования материальных ресурсов, культуры утилизации отходов в конструировании из «бросового» материала в содержательной досуговой деятельности, объединяющей отдых, развлечения, игру, самообразование и творчество.
Дети приобретают умения:
- экспериментировать с «бросовым» материалом.
- устанавливать связи на основе экспериментирования.
- читать простейшие схемы и чертежи, создавать модели.
- экономно расходовать материал, бережно обращаться с инструментами, поддерживать порядок в мастерской, выполнять правила утилизации отходов.
- специальные трудовые умения и способы самоконтроля в техническом конструировании.
Программа работы в мастерской ориентирована на поло-ролевые интересы мальчиков 5-6 лет к техническому конструированию из «бросового» материала.
Созданы зоны:
1. Экспериментирования
2. Творчества
3. Хранения «Бросового» материала
4. Хранения методических пособий
5. Хранения инструментов
6. Хранение готовых изделий.
Занятия проводятся один раз в неделю с мальчиками старшей и подготовительной групп во второй половине дня, в часы для досуга. При этом соблюдается принцип добровольности, желания ребёнка заниматься в мастерской. Все дети приходят сюда с удовольствием.
При выборе «бросового» материала следует отдавать предпочтение материалам, употребляющемся для упаковки пищевых продуктов, как гарантирующих их безвредность для здоровья детей.
Организация деятельности кружка-мастерской «Самоделкино» строится на основе пошаговой технологии.
• 1-й шаг – презентация программы «Самоделкино» детям. Образовательная цель: обеспечить мотивационную основу для занятия детей конструированием из «бросового» материала как содержательным досугом, познакомить с содержанием работы и игровыми персонажами.
• 2-й шаг – «Кладовая материалов». Образовательная цель: первичное знакомство с многообразием «бросового» материала, правилами его складирования и утилизации.
• 3-й шаг – «Склад инструментов». Образовательная цель: знакомство с новыми инструментами, правилами их использования в работе с «бросовым» материалом.
• 4-й шаг – «Замысел и чертёж». Образовательная цель: развитие творческой активности посредством знакомства с альбомами, технологическими картами, схемами, чертежами, развитие умения их читать.
• 5-й шаг и далее – «Обсуждаем! Познаём! Думаем! Творим! Играем!» - содержательный досуг детей с мини-мастерской по реализации творческих проектов.
Оценка результатов конструктивной деятельности происходит как определение функциональной пригодности в играх, в качестве сувенира-подарка. Мы проводим в этом аспекте презентации результатов деятельности: «Автомобильный салон», «Подарки малышам», «Дом будущего» и др., режиссё рские игры: «Космическое путешествие», «Роботы-шпионы». Сюжеты игр, предлагаемые игровым персонажем Роботом-У2, побуждают мальчиков с удовольствием участвовать в уборке «космического» пространства, утилизации отходов.
Здесь создаются игрушки (песочные наборы, кормушки, погремушки, домики, подарки – сувениры (вазы, конфетницы, карандашницы и т. п.). Выполняются заказы на изготовление спортивного инвентаря (маракасы, серсо, ветерок, массажёры и т. п.).
Была проведена диагностическая акция по сбору «бросового» материала в несколько этапов :
1 этап.
Вывесили объявления общее и групповое для родителей о том, что начинается сбор «бросового» материала.
2 этап.
На этом этапе проходил осмотр нового пространства для деятельности мини мастерской «Самоделкино».
3 этап.
На данном этапе, после сбора «бросового» материала начала работу мини мастерская «Самоделкино» для мальчиков старшей и подготовительной групп. Занятия один раз в неделю по подгруппам (4-5 человек). Занятия начались с изготовления более простых поделок, ведёрок и совочков для игр с водой и песком, кормушек, вазочек для конфет и карандашей.
Далее работа постепенно усложняется, дети начали изготавливать мыльницы, весёлых человечков, маракасы, «Серсо». Инструментами служат ножи и ножницы, проволока, верёвка, скотч, гвозди, шило, молоток и т. д.
4 этап.
Следующим этапом в использовании «бросового» материала должно стать оснащение педагогического процесса – подбор и изготовление оборудования для физкультурных занятий, ИЗО деятельности, уголков природы и центров воды и песка.
5 этап.
Проведение презентации нашей мастерской, где будут подведены промежуточные результаты конструктивной досуговой деятельности мальчиков.
Далее началась работа в мастерской с образовательной ситуации, для того чтобы вызвать у детей интерес к данному виду деятельности. Был введён игровой персонаж. У- 2 сделанный из упаковки от киндер сюрприза и в дальнейшем большой пластиковой бутылки. У-2 это робот. Умелкин прилетел на космическом корабле и рассказал свою историю Модификации. У-1 была из консервной банки и выглядела опасной и непривлекательной. У-2 рассказал детям о том, что на его планете всё сделано из «бросового» материала и называется планета «Самоделкино. Робот начинает знакомить детей со складом инструментов, кладовой материал, учит читать чертежи и карты, знакомит с космосом и планетами, проводит путешествие в прошлое колеса, автомобиля, помогает создавать конструкторское бюро. Чтобы научить детей «читать» чертежи, используется предметно-схематическая модель «Лесенка».
Дети сначала учились делать простые подарки, сувениры, игрушки для дома и улицы. А затем перешли к изготовлению более сложных изделий. Ежегодно в мини мастерской проводятся акции «Добрые дела», «Поможем малышам», «Очистим наш город от мусора».
Ежегодно проводим презентацию результатов конструктивной досуговой деятельности мальчиков, коллективу детского сада и родителям воспитанников. Дети рассказывают о своих изделиях, организуется мини- рынок, где родители приобретают поделки на память для детей и знакомых.
По результатам работы мастерской проводится диагностика по выявлению уровня основ культуры, потребления детского творчества в конструктивной деятельности из «бросового» материала.
По результатам диагностики повысился уровень развития детей по конструктивной деятельности.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне давать детям знания, умения и навыки, превышающие временные требования государственного образовательного стандарта.
Провожу ежегодно консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Также ежегодно занимаюсь организацией различных конкурсов: конкурсы поделок из природного материала, «Новогодний Рождественский букет», конкурс поделок из «бросового материала
«Все отходы превратим в доходы», совместные занятия с детьми и родителями, круглые столы «Семейный опыт», где предлагаю родителям обменяться опытом развития творческих способностей в семье. Проводим с родителями «Весёлые мастерские».
Сейчас мы с вами организуем «Веселые мастерские».
«Набор цветной бумаги для детского труда-
Волшебники и маги пожалуйте, сюда!
Художникам, художницам достанется по ножницам.
А что ещё? Ещё бы взять большую банку с клеем,
И, всё, что будем разрезать, мы соберё м и склеим:
Бумажный сад, бумажный дом,
С бумажным солнцем за окном!»
Мастер-класс по изготовлению мыльницы.
Практика. Задание по группам: по карточке – схеме изготовить поделку из «бросового» материала.