Виталина Мащенко
Мастер-класс по экспериментированию «Помощники Золушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по экспериментированию «Помощники Золушки».
Цель мастер- класса : передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов и показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Вызвать у педагогов интерес и чувство удовлетворения от выполненной творческой работы.
Публикация «Мастер-класс по экспериментированию „Помощники Золушки“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
Ход мастер- класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер - классе по теме «Организация опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказок». Главное достоинство экспериментирования в детском саду это то, что данный метод обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.
Но при организации экспериментирования, у педагогов возникает проблема, связана она с нехваткой методической литературы, которая помогла бы раскрыть методику работы по данному направлению.
Кроме того, педагогу надо суметь подобрать из имеющихся методических разработок то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны, актуальные интересы детей.
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, в ходе проведения моего мастер- класса найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
В дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям, в присутствии взрослого.
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
А как называется сказка, вы мне скажете, отгадав загадку:
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу (Золушка.).
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
- В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания.
1. «Разбудить спящий вулкан».
2. «Надуть воздушные шары ко Дню рождения».
3. «Сделать сахар разноцветным».
4. «Оживить дождевые облака, чтобы полить цветы».
Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
- Вы согласны со мной?
Задание 1: «Оживить спящий вулкан».
Перед Вами на столах стоят вулканы. Что же нужно сделать, чтобы вулкан проснулся? Насыпаем внутрь вулкана 2 ч. ложки соды. Чтобы насыпать аккуратно, воспользуемся воронкой. В отдельную ёмкость нальём 1/3 стакана воды, добавим в него 4 ст. ложки лимонной кислоты, 3 ч. ложки красной краски, 0.5 ч. ложки жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, медленно перемешиваем. Затем медленно переливаем содержимое стакана в вулкан, с помощью воронки. Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах вулкан проснулся. Почему?
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (соды) с кислотой (лимонная кислота). Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
Задание 2: «Надуть воздушные шары ко Дню рождения».
В бутылке с водой необходимо развести 1 чайную ложку лимонной кислоты, через воронку в шарик насыпать 3 ч. ложки соды. Надеваем шарик на бутылку (сода в это время высыпается в бутылку с лимонной кислотой и происходит реакция, при которой шарик надувается).
Вывод: при соединении соды и лимонной кислоты происходит реакция, при которой выделяет углекислый газ.
Воспитатель: Как же трудно помогать Золушке. Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка,
На четыри – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть на место вмем присесть.
Или можно провести другую физминутку.
Физминутка.
Потрудились – отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Задание 3: «Сделать сахар разноцветным».
Воспитатель: Коллеги, как вы думаете, а сахар можно покрасить? Для этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная акварельной краской вода. В блюдце мы ставим кубики сахара, затем наливаем подкрашенную воду. Кубики сахара очень быстро из белых становятся разноцветными. Вода за несколько секунд поднимаются по кубику снизу вверх.
Воспитатель: Почему это происходит?
Вывод: сахар быстро впитывает воду. Да и пока он не успел растаять, вся башенка стала цветной.
Задание 4: «Оживить дождевые облака».
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно).
В стакан налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) хорошо окрашенную немного подсоленную воду (так как солёная вода тяжелее пресной, то она быстрее опустится на дно стакана с пресной водой). И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.
Вывод: облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.
В ходе этого эксперимента мы узнали, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.
Нашей Золушке мы помогли, все задания успешно выполнили.
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию: Возьмите мыльные пузыри. С помощью них вы будете давать ответы. При положительном ответе пускаете пузыри.
• Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?
• Полезна ли была вам информация мастер – класса?
• Появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его дома?
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.