Надежда Бернард
Мастер-класс по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги, рада вас видеть у нас в гостях. Сегодня я представляю вашему вниманию мастер – класс, тема которого «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности и дидактических игр».
Цель нашего мастер – класса : повышение профессионального мастерства педагогов – участников в процессе активного общения по освоению моего опыта работы.
Основные задачи:
• Углубить знания педагогов о проектной деятельности;
• Поделиться опытом использования проектов в учебном процессе;
• Познакомить с дидактической игрой.
Публикация «Мастер-класс по экологическому воспитанию» размещена в разделах
И хотелось бы начать с такой цитаты: «Будущее человечества ходит сейчас в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». Эти слова Бориса Михайловича Неменского говорят о том, что мы педагоги должны развивать в детях самые лучшие качества. Воспитатель должен предоставить возможность реализоваться ребенку как личность. И чем раньше это будет происходить, тем быстрее раскроется его внутренний потенциал и сформируется умение правильно и грамотно излагать свои мысли. Формирование именно творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос разносторонне-развитой личностью. Ведь человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Работая с детьми дошкольного возраста, я задала себе вопрос: «Что поможет мне сформировать именно такую личность?». Изучив много технологий дошкольного образования, для себя выбрала проектную деятельность. Считаю, что именно она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде результатов совместного труда. Существует много определений проекта, но я для своей работы взяла определение, данное в книге «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (Авт. -сост. Л. С. Киселева и др.). «Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды». Если следовать этому определению, вероятность, что ребенок научится решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать свои действия, овладеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (см. ФГОС ДО) возрастет.
Результаты моей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются изменения в познавательном развитии детей, личностный рост дошкольников, которые выражаются в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети для своих родителей становятся партнерами по совместной деятельности. Большинство проектов мной проводятся при участии родителей. Они помогают икать материал к проекту, оформляют газеты, делают презентацию проекта, участвуют в конкурсных заданиях. Родители вовлекаются в общение, общее дело, начинают открывать для себя что-то новое в своем ребенке. Они превращаются в активных участников, обогащают себя новыми способами общения с ребенком и ощущают себя более компетентными в семейном воспитании. Родители приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребенком, но и с педагогами и другими родителями.
Очень изменяются отношения дошкольников друг к другу. Дети приобретают умение прислушиваться к мнению другого ребенка и выражать свое отношение к сделанному. В ходе проекта формируются познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. На протяжении каждого проекта решаем образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, не только в непосредственно образовательной, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности связаны с темой и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создаются условия, в которых дети могут применять свои знания в деятельности. Содержание нашей организованной деятельности отражается в оформлении группы, тем самым изменяется предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с темой проекта при активном участии детей и родителей.
Возможности использования проектной деятельности при организации работы с дошкольниками достаточно широки. Все пять образовательных областей охватываются в структуре проекта. То есть, разрабатывая проект, я использую методы и приемы из области познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического и социально-коммуникативного развития. Как показывает мой опыт, метод проектов очень положительно влияет на детей. Приобщает их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
И сегодня я хочу познакомить вас с нашими проектами, которые разрабатывались совместно с детьми и родителями моей группы.
Начиная новый учебный год, я составляю тематическое планирование, какие темы мне хотелось бы более подробно раскрыть детям.
Представляю вашему вниманию тематическое планирование по проектной деятельности в средней группе.
Месяц Тема проекта Продолжительность проекта Цель проекта
Сентябрь «Дары осени: фрукты, овощи, грибы»
«Насекомые в природе» Краткосрочный
Долгосрочный Расширение представлений детей об овощах, фруктах, грибах. Их полезных свойствах. Развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.
Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Ноябрь «Перелетные птицы» Краткосрочный Формировать у детей представление об особенностях жизни перелетных птиц. Развивать познавательный интерес к родной природе.
Январь «12 месяцев» Долгосрочный Формировать у детей представление о месяцах, особенностях времен года.
Хочу вас поближе познакомить с проектом «Насекомые в природе». Все вы знаете что для того чтобы создать проект вам сначала необходимо определить тему, цели, задачи. Потом начинается подбираться необходимая литература, поиск интересных фактов и т. д. после первого этапа начинается второй, где со всеми интересными фактами, статьями, беседами, занятиями, вы знакомите детей. ну и конечно же, третий этап, где видна ваша совместная работа, это может быть что угодно: газета, альбомы, дидактические игры. Изучая тему насекомых, у нас получился ЛЭП бук, есть альбомы о насекомых, дидактические игры. Детям было интересно работать над этой темой, и еще, нам помогли родители. В нашем ЛЭП буке есть: стихотворения, сказки, загадки, и даже есть театр на палочке, сказка «Муха – цокотуха» так как все мы немного артисты, я хотела бы предложить вам обыграть небольшой отрывок из этой сказки.
Отрывок:
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведё т:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
С ЛЭП буком и дидактическими играми, вы можете ознакомиться позже.
Когда мы с детьми готовили проект «Дары осени», так же были созданы дидактические игры, и я хотела бы вам показать фрагмент занятия на данную тему (занятие).
В старшей группе я не стала брать много тем.
Тематическое планирование по проектной деятельности в старшей группе.
Месяц Тема проекта Продолжительность проекта Цель проекта
Сентябрь – ноябрь «О чем молчат деревья» Среднесрочный Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края в процессе оформления выставки «О чем молчат деревья?».
Декабрь «Будь здоров» Краткосрочный сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
Февраль «Оренбургское чудо» Краткосрочный показать и рассказать о чуде мастерства Оренбургского края - пуховом платке.
Апрель «Вулканы» Краткосрочный
Когда мы исследовали проект «Будь здоров», дети активно интересовались видами спорта, велись беседы по питанию, разгадывали интересные загадки, проводилось анкетирование. И я предлагаю вам сыграть в игру «Полезные продукты»
Воспитатель :
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
В феврале прошлого года, я познакомила детей с Оренбургским чудом – пуховым платком. Мы вели беседы о том из чего вяжут платки, как создается пух, как его обрабатывают, и к концу проекта у нас получилась модель поэтапного становления пухового платка, так же родители сделали небольшую прялку, детям было интересно познакомится с историей создания этого чуда.
Проект «О чем молчат деревья»
Почему я взяла эту тему?
Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.
Проблема
Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Цель проекта
Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края в процессе оформления выставки «О чем молчат деревья?».
Основные задачи
1. Дать детям представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком при создании коллекции «Кора деревьев»;
2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;
3. Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;
4. Привлечь родителей к оформлению гербария «Деревья нашего края» для воспитания экологической культуры в семье.
Ну и конечно же я хочу сыграть с вами в одну очень интересную игру
"Слово на ладошке".
Я (темп медленный) : Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб.).
Я (темп быстрый) : Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина.)
Прошел еще один познавательный и насыщенный новыми темами учебный год. Теперь у меня уже подготовительная группа, впереди много праздников, подготовка к школе, и поэтому я решила что, не буду брать много проектов.
Тематическое планирование по проектной деятельности в подготовительной группе.
Месяц Тема проекта Продолжительность проекта Цель проекта
Сентябрь «Грибное царство» Краткосрочный углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах.
Сентябрь-май «Овощи на нашей грядке» Долгосрочный обогащать знания детей об овощах и фруктах.
Знакомить детей с полезными свойствами овощей.
Декабрь «Дружба - лучшее богатство» Краткосрочный Формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях.
Апрель «Царство рыб» Краткосрочный Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о рыбах нашего округа. Создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Тему «Грибное царство» я взяла не случайно, дело в том что дети начали рассказывать как они с родителями ходили в лес за грибами, но многие даже не могут вспомнить названия грибов, как они выглядят. Поэтому, тема была выбрана. Что мы знаем о грибах? Они растут в лесу, а еще они бывают съедобные и несъедобные. И все? Так мало! А ведь грибы – это удивительные существа. Ученые даже выделили их в отдельной царство – царство грибов.
Где находится это царство грибов? Повсюду вокруг нас.
Беседа с детьми о грибах привела к выводу, что современные дети не всегда имеют четкие представления о мире грибов: какие бывают грибы, где они растут, как развиваются, что они дают человеку.
И перед собой я поставила такие задачи:
• Формирование представлений детей о грибах, как царстве живой природы.
• Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов, их строением, о месте в лесном сообществе.
• Формировать устойчивый интерес к познанию окружающего мира.
• Формировать у детей умение получать информацию из различных источников.
• Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.
• Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной речи.
• Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе.
Прогнозируемый результат
Формирование у детей интереса к окружающему миру.
Расширение представлений детей о грибах: грибы, как и растения, образуют царство живой природы; грибы размножаются спорами, а не семенами; какие бывают грибы, где растут; основные виды съедобных и несъедобных грибов;
Развитие познавательных и творческих способностей.
Формирование умения получения информации из различных источников.
Развитие речевых компетенций.
Дидактические игры можно будет потом посмотреть.
И как я говорила ранее, у нас в этом году есть долгосрочный проект «Овощи на нашей грядке».
Актуальность: Каждый человек имеет возможность заботиться о своем здоровье. Медицина предлагает разнообразные лекарственные препараты, витамины, которые могут помочь во многих ситуациях. Здоровье человека – это то, что едят наши дети и мы. Пища помогает ребенку расти, дает ему необходимую энергию, здоровье. Поэтому еда, которую употребляют наши дети, должна быть не только вкусной, но и полезной. Овощи и фрукты – эта та самая полезная еда, необходимая для роста маленького организма.
Цель проекта:
Обогащать знания детей об овощах и фруктах.
Знакомить детей с полезными свойствами овощей.
Задачи:
Расширять представления об овощах.
Формировать приёмы и навыки самостоятельной деятельности.
Умение проводить исследовательские работы, наблюдения.
По результатам наблюдений и экспериментов делать выводы.
Желание заботиться о растениях.
Воспитывать желание употреблять здоровую и полезную пищу.
Включать родителей в работу над проектом.
Предполагаемый результат:
Умение использовать практические знания в выращивании овощей.
Умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать делать выводы.
Бережно относится к результатам своего труда.
Тема очень интересна и обширна, на каждом занятии можно использовать: карточки с овощами и фруктами. Можно посчитать, разложить, сложить, нарисовать, слепить, сделать аппликацию и много другого. Но, например на занятии ФЭМП, я столкнулась с такой проблемой: разложить счетный материал на столы, разное количество, а сделать это надо так, что бы пока они отвернулись, что бы не «подглядывали» где сколько лежит. Такое «хождение» занимает много времени. И мы решили объединить все овощи в одну игру, и сегодня я хотела бы представить вашему вниманию дидактическую игру «Стручки гороха», игра изготовлена с помощью родителей.
Цель: закрепление счета в пределах 10.
Задачи:
- продолжать учить считать в пределах 10;
- закрепить состав числа в пределах 10;
- учить правильно ставить знаки < > =;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в математические игры;
- развивать логическое мышление, внимание, математические способности;
Ход данной игры может быть разнообразным, так же эту игру можно использовать о на физкультурных занятиях. Например: надо подойти и взять себе стручок, посчитать сколько там горошин и столько раз значит ребенку надо выполнить упражнение (присесть, попрыгать, наклониться и т. д)
Игра с педагогами.
Заключение.
Проведённая мною работа по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности и дидактических игр» имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что мой опыт работы является актуальным, и я рекомендую его использовать вам, коллегам, уделяющим большое внимание познавательному и творческому развитию дошкольников в проектной деятельности.
Спасибо за внимание.