Алёна Клюквина
Мастер-класс по выполнению базового комплекса артикуляционных упражнений для родителей «Язычок — наш дружок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по выполнению базового комплекса артикуляционных упражнений для родителей «Язычок – наш дружок!»
Цель: вовлечение родителей в коррекционно-образовательную деятельность для повышения результативности коррекционно-развивающей и профилактической работы (обеспечение преемственности логопедической работы в ДОУ и семье).
Задачи:
• ознакомление родителей с речевым развитием ребёнка;
Публикация «Мастер-класс по выполнению базового комплекса артикуляционных упражнений для родителей „Язычок — наш дружок!“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• обучение родителей взаимодействию с детьми по преодолению речевого дефекта;
• родитель – помощник в коррекционной деятельности с ребёнком.
Оборудование:
зеркала, литература
Ход занятия
Приветствие
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе «Язычок – наш дружок». Предлагаю познакомиться с базовым комплексом артикуляционных упражнений, которые мы с детьми выполняем на занятиях, и попробовать выполнить их вместе со мной.
Упражнение для установления тактильного контакта
- Сейчас я предлагаю вам встать в круг и посмотреть в окно.
- Что там светит на небе? (Ответы детей и родителей)
- Скажите мне, пожалуйста, а какое оно солнышко? (Ответы детей и родителей)
- Согласна с вами – оно теплое. Давайте и мы с вами попробуем передать его тепло друг другу. Предлагаю сильно-сильно потереть ладошки.
- Что вы почувствовали сейчас? (Ответы детей и родителей)
- Теперь возьмите друг друга за руки и передайте тепло своего сердца.
- На такой приятной ноте предлагаю вам начать наше занятие.
Основная часть
Теоретический блок
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Существует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет :
1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков.
2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :
• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
• Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Практический блок
Теперь я предлагаю Вам выполнить ряд упражнений.
Начинаем мы занятия со знакомства с артикуляционным аппаратом.
Учитель-логопед: Что помогает нам произносить звуки?
Родители : Рот, губы (верхняя, нижняя, зубы (верхние нижние, язык, кончик и спинка языка, бугорки за верхними зубами, нёбо, дно.
Учитель-логопед: Что умеют губы, зубы и язык?
Родители : Открывать и закрывать рот, показывать и прятать язык, улыбаться, вытягивать губы трубочкой…
Дальше предлагаем выполнить сначала упражнения для губ и щек :
• Забор (Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки).
• Трубочка (Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки).
• Чередование заборчика и трубочки
• Бегемот (Широко раскрыть рот и досчитать до пяти, после чего закрыть его).
• Чередование бегемот – забор.
Теперь переходим к упражнениям для языка :
• Показать язык и спрятать
• Месим тесто (Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.
• Блинчик (Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка).
• Иголочка (Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10).
• Лопатка – иголочка
• Часики (Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе).
• Конфетка (рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, образуя твердые шарики)
• Качели (Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы).
Заключение
В конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастике :
1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»
3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,
4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,
5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».
Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.
Также хочется получить от вас рефлексию в виде заполнения лепестков цветка. Предлагаю игру «Ромашка». Родителям предлагается ответить на два вопроса «Ожидания от мастер-класса?» и «В чем польза встречи?».
Прием «Фишбоун» позволит вам определиться с тем, какие отрицательные положительные стороны могут быть затронуты при выполнении артикуляционной гимнастики и что в результате получится.
Желаю вам интересных и полезных занятий с вашими детьми.