Татьяна Башлаева
Мастер-класс по теме «Современные технологии в работе музыкального руководителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1:
Тема мастер – класса: «Современные технологии в работе музыкального руководителя, как фактор повышения качества музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении»
Слайд 2:
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни привить детям любовь к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя в ней способ самовыражения, взаимопонимания, ведь музыка и игра – основные источники радости ребенка.
Слайд 3:
Темочки:
Современная педагогика предполагает новые подходы к музыкальному образованию и требует использование наиболее эффективных инновационных технологий в развитии музыкальности детей. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если он - яркий, запоминающийся, интересный для детей, повышает мотивацию ребёнка к освоению новых знаний, актуализирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к музыкальному искусству и окружающему миру в целом.
Слайд 4:
Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и развития, которые помогут вырастить из маленького человека – всесторонне – развитую, творческую личность, с богатым внутренним и духовным миром.
Итак, рассмотрим основные инновационные технологии, которые успешно внедряются в процесс музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Слайд 5:
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. То есть это – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыку.
Слайд 6:
Структура логоритмической деятельности включает в себя развитие:
Музыкальной памяти и внимания;
Слуховых функций;
Музыкально - двигательной сферы;
Мелкой моторики;
Артикуляционной моторики;
Речевой функциональной системы.
Слайд 7:
В результате логоритмической деятельности реализуются следующие задачи:
Повышается интерес к образовательной деятельности;
Создаётся разносторонняя база выразительных жестов и движений у детей;
Раскрывается творческий потенциал ребенка;
Через игровую деятельность развивается эмоциональность;
Развивается двигательное воображение и творческая фантазия;
Развивается чувство ритма и музыкальный слух;
Укрепляется и сохраняется физическое здоровье детей;
Формируются: правильная осанка, походка, грация движений;
Развивается правильная речь;
Развивается слуховое и зрительное восприятие;
Формируется положительный эмоциональный настрой у детей.
Слайд 8:
Практика: логоритмическое упражнение для развития певческих навыков, с элементами игрового самомассажа «Горошек» А. Логочевская
Слайд 9:
Практика: логоритмическое упражнение с элементами артикуляционной гимнастики для развития певческих навыков «Зоюшка Сова» А. Логачевская
Слайд 10:
Игроритмика – это музыкально - игровая танцевальная технология работы с детьми, направленная на развитие чувства музыкального метроритма и двигательных способностей. Игроритмика считается наиболее доступной по своей технике исполнения, благодаря совмещению легких элементов танца с простыми общеразвивающими упражнениями. Игроритмика позволяет свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. Так же развивает - ловкость, гибкость, пластичность, красоту и точность движений. Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу, облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений, повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию музыкального мышления, воображения и творческих способностей детей.
Слайд 11:
Практика: игроритмика на развитие чувства музыкального метроритма «Чикитоп» - автор неизвестен.
Слайд 12:
В настоящее время имеется возможность применять в танцевальной и музыкально – ритмической деятельности такой инновационную технологию, как Эвритмия. Это одно из направлений вальдорфской педагогики, автором концепции является Рудольф Штайнер. В переводе с греческого слово «эвритмия» означает «прекрасное движение», и позиционируется, как отдельный вид искусства.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки, и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру музыкального движения детей.
Слайд 13:
Эвритмия – это система, которая имеет огромное количество направлений. Педагоги дошкольного образования, могут использовать в работе с детьми самую простую и доступную для дошкольного возраста - речевую эвритмию. Речевая Эвритмия - это некий синтез речи и движения. Это не пение и не танцы, а выражение смысла слов не только путем их проговаривания, но и с помощью движений. По словам самого Штайнера, эвритмия — это жест и звук слитые воедино. Педагоги, работающие по вальдорфской системе, считают, что эвритмия способствует развитию ассоциативного мышления, слухового восприятия и скорости реакции мозга на осуществляемое действие, и я полностью разделяю их мнение.
Слайд 14:
Практика: эвритмическое упражнение для развития музыкально – ритмических навыков и образно – ассоциативного мышления у детей «Стучат часы» В. Витлин
Слайд 15:
В настоящее время существует огромное количество инновационных технологий, направленных на развитие чувства ритма у детей. Одна из таких технологий называется «DRUMS A LIVE», в переводе с английского означает «Живые барабаны».
Программа «Живые барабаны» появилась в Германии, основательницей которой является хореограф Керри Экинс. «Живые барабаны» - это имитация игры на барабане. Барабанами служат большие мячи – фитболы и барабанные палочки. Вся прелесть такой технологии – в простоте, универсальности и доступности: освоить эту технологию могут все дети, независимо от физической подготовки.
Слайд 16:
За рубежом «Живые барабаны» – это целая научно обоснованная программа, в которой применяются концепции фитнесса, игры на барабанах, музыки и образования, предназначенные для улучшения физического и психического здоровья детей и подростков, путем вовлечения их в данное направление с раннего дошкольного детства. А так же эта технология отлично развивает чувства ритма у детей. Дети, с радостью принимают участие в ритмических и танцевальных играх на живых барабанах, тем самым развивая чувство ритма и свои творческие способности.
Слайд 17:
Практика: просмотр видео выступления детей «Оранжевое солнце» К. Певзнер, Г. Горин, технология «Живые барабаны»
Слайд 18:
Одной из инновационных технологий, направленных на развитие музыкальности детей дошкольного возраста является музыкально - игровая технология Хор рук. Автор этой технологии - Татьяна Анатольевна Боровик, - музыковед, педагог, исследователь.
Эта технология интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия, а так же определению разнохарактерных частей музыкального произведения. Данная технология предполагает использование атрибутов: цветов, бабочек, птиц, снежинок, овощей, фруктов и т. д. В зависимости от темы, сезона, сюжета - получаются самые разные по настроению и характеру композиции.
Слайд 19:
Технология хор рук направлена на развитие:
координационной свободы движения;
слухового восприятия музыки;
чувства ритма;
внимания;
ансамблевой слаженности;
способности к двигательной импровизации.
Оригинальность, простота, доступность такого рода атрибутов создают особую атмосферу в процессе детской деятельности, способствующей раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Слайд 20:
Практика: Хор рук «Яблоко и червячки»
Слайд 21:
Для формирования у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность насыщенной и занимательной, а подача музыкального материала должна вызывать интерес у дошкольников к образовательному процессу. На помощь в этом вопросе приходят информационно – коммуникационные технологии, ведь информатизация сегодня рассматривается, как один из основных путей модернизации системы образования. Икт, в сочетании с традиционными методами обучения, улучшают результат освоения материала и помогают решить определенные задачи:
сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
существенно расширить ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом возрастных особенностей;
активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
В процессе восприятия ИКТ воспитывается информационная и слушательская культура дошкольников.
ИКТ технологии позволяют активизировать мыслительные процессы в наглядно-образном и логическом плане (80 % информации ребёнок получает через зрительный анализатор).
Информационно – коммуникационные технологии можно использовать во всех видах музыкальной деятельности.
Слайд 22:
Практика: Икт в развитии оркестрового музыцирования. Видеопартитура оркестра ДМИ «Веселые ударные»
Слайд 23:
Практика: использование Икт при проведении музыкально – дидактических игр. МДИ на определение лада в музыке «Мажор – минор»
Слайд 24:
Важным педагогическим условием, обеспечивающим успех внедрения современных инновационных программ и технологий в работу с детьми, является организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Творческая развивающая среда должна характеризоваться разнообразным и богатым предметным наполнением для наиболее эффективного музыкального развития детей. Помимо традиционных предметов развивающей среды, можно использовать и нестандартное оборудование, которое притягивает внимание детей своей новизной и служит средством мотивации ребенка к овладению новыми знаниями.
Слайд 25:
Используя нестандартные атрибуты, процесс овладения новыми знаниями и само выступление становится более увлекательным, ярким, интересным, как для детей, так и для зрителей. Главным условием использования в работе нестандартного оборудование – является безопасность. Поэтому для создания нестандартной развивающей среды я использую мягкие, вязанные, тканевые и поролоновые материалы.
Слайд 26:
Практика: использование нестандартного оборудования для развития чувства ритма у детей. Оркестр на стаканах «Самбарита»
Слайд 27:
Итак, использование современных технологий в профессиональной деятельности обогащает педагогический опыт музыкального руководителя, помогает ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию ребенка и тесному сотрудничеству с ним. Инновационные формы работы с детьми являются эффективным средством музыкального развития детей, а так же обеспечивают всестороннее развитие его личности. Но каждому педагогу важно помнить о том, что использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения. А ценность непосредственного общения с педагогом, со сверстниками, с живой музыкой остаются незаменимыми и неоспоримыми.
Слайд 28: Спасибо за внимание!