Приложение МААМ

Мастер-класс «Роль культурного кода в интерпретации текста»

Трубилова Ирина
Мастер-класс «Роль культурного кода в интерпретации текста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

по теме «Роль культурного кода в интерпретации текста»

Трубилова Ирина Витальевна, учитель русского языка

и литературы, заведующая кафедрой филологии

МБОУ «Лицей №2» города Братска

Президент В. В. Путин подписал приказ, что 2021 год будет годом науки и технологий. Без сомнений, открытия делают амбициозные, настойчивые люди с нестандартным мышлением, способные ставить перед собой цели. Но если игнорировать социально-гуманитарные знания, то учёный как личность не состоится. Сегодня особенно нужны люди с навыками читательской грамотности, информационной и визуальной, люди, умеющие грамотно работать с текстом культуры. Какие бы технологии обучения и развития обучающихся не использовали преподаватели гуманитарных дисциплин, приоритетными для них будут те, которые решают проблемы взаимоотношения культуры, литературы и человека, трансляции смыслов и позиции авторов, возможности интерпретации текста. Таким образом, перечисленные метапредметные задачи являются самыми важными в обучении.

Публикация «Мастер-класс „Роль культурного кода в интерпретации текста“» размещена в разделах

Напомню, что на этапе целеполагания возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося» - превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Понимание текста требует выхода за пределы буквального прочтения. Понимание можно определить, как интерпретацию текста путем соотношения с другими текстами и другим культурным контекстом. Для того, чтобы раскрыть смысл, а значит, понять художественный текст, следует соответствующим образом его интерпретировать. Как это сделать в рамках урока? И здесь мы с коллегами нашли ответ на курсах ПрЭСТО (Пермского государственного национального исследовательского университета).

Эффективность технологии и приёмов, направленных на интерпретацию, аргументацию текстов и публичного выступления доказывали на своих уроках; неоднократно делились опытом на заседаниях кафедры. В январе 2020 проведён муниципальный семинар в ШСП по теме «Мастер – класс. Способы формирования компетенций: интерпретации текста, аргументации и публичного выступления на уроках русского языка и литературы»

Какие инновации считаем наиболее эффективными?

Обучающийся – это и создатель текста культуры, и его читатель. Поэтому в работе с текстами сегодня должны учитываться особенности современных школьников. Текстом могут быть мультфильмы, фильмы, памятники культуры (картины, скульптуры) и т. д. Требуется работа с разными по форме текстами, а визуальными потому, что зрительное восприятие у современных школьников развито лучше. Визуальный текст это культурный текст, непременными условиями прочтения которого является его фактура - всё «зримое очами». Прочтение может носить как активный (осмысленный) характер, так и пассивно-созерцательный. особенностями восприятия (клиповое мышление). Поскольку у обучающихся доминирует визуальная информация, то именно она эффективно влияет на формирование личности и ее отношение к миру.

Дистанция между личностным миром и миром культуры не ощущается, она сама становится проживаемым фактом. Существенным критерием осмысления и проживания видимого в процессе его прочтения является способность субъекта постичь глубину визуализированных образов. Сейчас актуально для формирования читательской грамотности применение графических форм обучения, которые эффективны при интерпретации текста.

Это не только фишбоун, применяемый на уроках критического мышления, но и графики, ментальные карты, круги Венна и т. д.

Культурологическое видение интерпретации как универсального механизма прочтения текста состоит в том, что субъекту открывается возможность постигнуть смысл историко-культурного явления или текста культуры в его целостности, реконструировать заложенный в него авторский замысел. Так на уроке литературы при изучении творчества Некрасова целесообразно организовать виртуальную экскурсию на выставку картин Ильи Репина, Алексея Саврасова, Василия Верещагина, Исаак Левитан. Что общего в изображении бурлаков? Отличаются ли позиции авторов? Разны трактовки художников помогут не только понять текст Некрасова, но и понять самого себя.

Путь от объяснения к пониманию обусловлен спецификой текста : при интерпретации текста имеет большое значение методика формулировки вопросов по отношению к нему. Вопросы должны предельно ясно способствовать усвоению смысла текста. Учитель не должен навязывать своё мнение, задавая их. Покажу это на примере сравнения двух скульптур, доказывающий, что мир таков, каким его чувствует человек.

Огюст Роден «Мыслитель»

1. - О чём говорит поза Мыслителя? (хорошо слаженное тело с погружением в глубокую задумчивость)

- О чём думает изображаемый? (о чем-то тревожном и очень важном; его обуревают гамлетовские сомнения; поиск истины или выход из сложной ситуации).

- Какого масштаба его мысли? Глобального или личного?

- Видим ли напряжение, которое испытывает герой? Как передаётся напряжение? (сомнения напрягают не только мозг, но и все тело).

- Что можете сказать про руку? Почему правая рука опущена на колено? (она расслаблена, безвольно лежит). О чём это говорит?

- Что испытывает Мыслитель? Отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

Почему кажется, что Мыслитель готов к прыжку? В скульптуре много динамики. О чём это говорит? Почему герой в позе зародыша?

Есть ли позиция у героя? У автора?

Он, мыслитель, решает проблему, и это его позиция.

Вывод: В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. Мыслитель как бы стремится вернуться в позу зародыша, спрятаться в утробе матери от всех проблем мирового и личного характера, которые неминуемо обрушиваются на каждого человека. Позу Мыслителя можно трактовать как силу, сжимающуюся в пружину. Созревшая мысль распрямит эту пружину.

Скульптура Альфиза Сабирова

Почему сидит? Почему нет ног? Почему разного цвета?

Тело белое, рыхлое, рафинированное – Интеллигентность? Беззащитность? Обучающийся вступает в диалог со скульптурой, с автором, с обществом и, главное, с самим собой. Он сам додумывает, достраивает этого «уродца», создавая свой образ. Объясняет огромное душевное напряжение скульптуры Сабирова. На первый взгляд кажется, что такая работа уместна только на уроках ИЗО. Но ведь понимание причин дисгармонии внутреннего мира необходимо и на уроках литературы, когда герой в конфликте с самим собой. Вы знаете таких литературных героев? Такое вступление на уроке не только заинтригует обучающих, но и облегчит работу с портретом героя, участие в диалоге.

Таким образом, поиск определяющих ценностей в интерпретации текстов часто помогает пониманию и осмыслению самого текста, его мгогоуровненности, подведёт к тому, что ответов может быть несколько при оценке героев и их поступков. Почему? Потому что человек, занимающийся интерпретацией, сам становится источником порождения и трансляции новых смыслов.

«Культуроведческий» потенциал текстов, которые отражают историко-культурные ценности народа, его духовность особенно ценен. Например, в прошлом году благодаря участию в муниципальном квесте «Ты+Я=Братск», курируемый ООО "Транснефть-Восток" обучающиеся в лицее много работали с текстами, с ярко выраженным национальным характером в русском языке (читали об избе, печке и т. д.). Таким образом, интерпретация текстов культуры необходима не только на уроках русского языка и литературы, истории и обществознания, музыки, но и во внеклассной работе.

Вы когда-нибудь пытались "поймать эмоцию"? Разве это смелая и безрассудная идея? Это безмолвие или музыка? Грусть или радость от ожидания? Все эти вопросы были обращены к обучающимся. Личные смыслы, обнаруженные через "вглядывание " в текст помогают, как оказалось, понять ребёнка как личность. Почему?

Интерпретация текста – это взаимодействие внутреннего мира произведения и внутреннего мира читателя.

Литература

Симбирцева, Н. А. С37 Специфика культурологической интерпретации (тексты культуры и читатели) [Электронный ресурс] : монография / Н. А. Симбирцева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и. ], 2017. – 1

Ходякова, Л. А. Методика интерпретации текста как феномена культуры. Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Исследовательский проект «История культурного-досугового центра п. Правохеттинский» ВидеоИсследовательский проект «История культурного-досугового центра п. Правохеттинский» Видео О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Длительность : краткосрочный,2.

Конспект НОД по ФЭМП «В поисках секретного пин-кода» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по ФЭМП «В поисках секретного пин-кода» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группеТема «В поисках секретного пин-кода»Интеграция образовательных областей: • Познавательное.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для родителей «Как воспитать культурного гражданина» Уважаемые родители! Сегодняшняя статья посвящена вопросам культуры воспитания молодого поколения. Часто за суетой дел, мы - родители не.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Моя любимая новогодняя роль — СнеговикМоя любимая новогодняя роль — Снеговик Вот уже на протяжение 10 лет на новогодних утренниках я играю роль Снеговика. Дети всегда ждут с нетерпением прихода сказочного персонажа.

Моя любимая сказочная рольМоя любимая сказочная роль Доброго вечерочка, голубушки да касатики! Ранее в своих публикациях рассказывала о ролях, которые мне приходилось исполнять на различных.

Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа». Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Роль культурного кода в интерпретации текста»
Опубликовано: 9 января 2021 в 09:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Роль культурного кода в интерпретации текста»» (включая файлы) размещена пользователем Трубилова Ирина (УИ 1336581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД