Лариса пешехонова
Мастер-класс «Применение игровых и психотехнических упражнений в реализации образовательной области «Социализация»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ФГТ, социально- личностное развитие, образовательная область «Социализация»
Вступительное слово:
Пешехонова Лариса Михайловна воспитатель I квалификационной категории.
Цель: создание условий для правового сознания детей.
Задачи:
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека, через игровую деятельность и психотехнические упражнения.
• Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
Публикация «Мастер-класс „Применение игровых и психотехнических упражнений в реализации образовательной области „Социализация“» размещена в разделах
- Психологические игры
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Оборудование: клубок ниток.
Теоретическая часть
В новых Федеральных государственных требованиях (ФГТ) образовательная область «Социализация» включена в социально – личностное развитие.
Социализация тесно связана с соблюдением прав ребенка и предполагает организацию детско-взрослых сообществ, в которых ребенок является уважаемым и равноправным партнером и может высказать свое мнение и быть услышанным. Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводить:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Организовывать:
• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т. п.);
• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т. п,
Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение “в чувствоваться” в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.
Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализаци. Он позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Практическая часть
Участники приглашаются в круг. Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.
1 Психотехническое упражнение «Волшебный клубок»
Дети и воспитатель становятся (или садятся) в круг, воспитатель дает соседу клубок со словами: «У меня у тебя есть право на.». Тот, кому передали клубок, во время этих слов наматывает себе на пальчик нитку и передает клубок дальше. Когда все ребята произнесут эту фразу, воспитатель говорит:
— Теперь мы все связаны одной нитью, у всех нас есть права, и эти права одинаковые. Мы вместе. Сейчас я разрежу нитку, соединяющую нас, но у каждого останется по ее кусочку. Это будет для нас как бы памяткой, что права есть у каждого из нас, что мы не должны нарушать права друг друга.
(«Конвенция о правах ребенка» 2 статья)
2 Психотехническое упражнение «Круговая беседа»
Участники усаживаются в круг и по очереди продолжают фразы:
Помощь другим важна, потому что.
Если бы я мог научить всех людей в мире одной вещи, то это было бы.
Я отличаюсь от других, потому что.
Я — как и все другие, потому что.
Я думаю, что мое имя значит. (В дальнейшем можно предложить детям с помощью родителей узнать этимологию своего имени.)
Я люблю животных, потому что.
Я люблю лето (осень, зиму, весну, потому что.
Я чувствую себя счастливым, когда.
(«Конвенция о правах ребенка» 12 статья)
3 Психотехническое упражнение «Визуализация»
Участникам предлагается закрыть глаза и представить, что они уменьшились в размерах: - до муравья и ползут по камню;
- превратились в мышку и спасаются от кошки или человека;
- превратились в куклу, брошенную на полу;
- превратились в уставшую или заболевшую маму и т. д.
Ощущая себя маленьким беззащитным, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями.
4 Психотехническое упражнение «Я уважаю твое право.»
Дети становятся в круг и по очереди, глядя соседу справа в глаза, говорят, например : «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник в ответ кивает головой, благодарит и говорит следующему: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке»; «Я уважаю твое право быть счастливой (ым) и не буду тебя обижать» и т. д.
Итог: Применяя, разные приемы мы учим ребенка уважать права других. Ведь права человека начинаются там, где заканчиваются права другого.
Рефлексия
Участникам предлагается часть разрезанного изображения Земного шара, где на обратной стороне они пишут пожелания, рекомендации, советы.