Светлана Никифорова
Мастер-класс «Золотая хохлома»
МАСТЕР–КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
Цель:
Расширить знания об истории промысла и продолжить ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, видами и особенностями хохломской росписи и технологией её выполнения.
Задачи:
- Формировать навыки кистевой росписи по заготовленным зарисовкам хох-ломских мотивов, развивать наблюдательность, фантазию; способствовать прояв-лению аккуратности в работе;
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Оборудование:
Публикация «Мастер-класс „Золотая хохлома“» размещена в разделах
Заранее заготовленные разделочная доска, тарелка, ложка с окрашенным в желтый цвет фоном. Гуашь, кисти №1, №2, баночка для воды, салфетки. Репродукции, открытки, готовые изделия с хохломской росписью.
План мастер-класса :
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломских изделий.
3. Объяснение этапов росписи.
4. Практическая часть. Самостоятельная роспись изделий.
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход:
Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегород-ской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становит-ся серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встреча-ются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок крас-ным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цве-та. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Основные элементы для хохломской росписи :
Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики. Ведущий стебель травного орнамента – криуль.
Травный орнамент
Узор листочки - стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометриче-ская фигура (квадрат или ромб, украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудри-на» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Вот и мы сегодня попробуем росписать разделочную доску, тарелку, ложку хохломскими узорами.
Демонстрация этапов росписи.
Самостоятельная работа, индивидуальная помощь в демонстрации технических приёмов кистевой росписи.
Подведение итогов занятия мастер-класс «Золотая Хохлома»
В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Семино Ковернинского района фабрика «Хохломская роспись».
Может кто-то и из наших воспитанников станет последователем народных традиций и продолжит народное ремесло уже в современном стиле, сохраняя тем самым культуру России. Ведь культура, как и растение, - у неё есть не только ветви, но и корни. Поэтому очень важно чтобы рост начинался именно с корней.