Елена Букарева
Мастер-класс «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»
Мастер - класс для музыкальных руководителей по теме: «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Букарева Е. В.
Мастер - класс для музыкальных руководителей по теме: «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
СЛАЙД №1,2
Публикация «Мастер-класс „Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики.
• Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
– Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер-класса «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
СЛАЙД №3
В последнее время детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше, это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Необходима новая эффективная методика развития речи!
СЛАЙД №
Сегодня, предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика связывает воедино слово (звук, музыку и движения).
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Занятия логоритмикой способствуют :
• формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
• развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
• развитию чувства ритма, темпа;
• восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
• умению расслабляться, снять напряжение;
• воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе.
Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
1. Оздоровительные
В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.
2. Образовательные.
Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т. п.).
3. Воспитательные.
Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.
4. Коррекционные.
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
СЛАЙД №5
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Встать в колонну, врассыпную, встать в круг, пары.
Валеологические песенки-распевки «Доброе утро!»
СЛАЙД №6
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
«Жаба Квака»
СЛАЙД №7
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Упражнения на развитие дыхания:
Вдох и выдох носом
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох ртом, выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «хомячок» пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко» (наоборот, дышим ртом)
Упражнение «Погреемся»
Упражнения: «Задуем свечу», «Цветочек, «Вертушечки», «Подуем на листочки», «Снежинки».
СЛАЙД №8
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнение «Капризка»
Упражнение «Лес»
Воет вьюга: «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ) (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: «ММММММММ» (тихо, высоким голосом)
Тяжело стонут дубы: «МММММММММ» (громко, низким голосом)
Стонут березы: МММММММм (тихо, высоким голосом)
Шумят ели: «ШШШШШШШШШ».
Стихает вьюга: «СССССССССС»
Упражнения на развитие голоса:
«БУБЕНЧИКИ»
Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. "Динь-динь!" - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку "Дан-дан" средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка "Дон-дон" звучала по-другому.
Посмотрите на эти три линеечки.
На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.
СЛАЙД №9
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши
Ше-ше-ше- это утка в камыше
Ша-ша-ша- выходи из камыша
Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше
Ши-ши-ши- что-же шепчут камыши
СЛАЙД №10
Пальчиковые игры. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Я использую пальчиковую гимнастику с пением «Веселая мышка»
На занятиях по логоритмике использую современную развивающую методику «Волшебные гонзики» - это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики» развивает мелкую моторику, речь, внимание, творческое воображение и фантазию.
Игра «Комарик»
СЛАЙД №11
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Прыг – скок! Прыг – скок! – все вместе отстукивают ритм
Сел кузнечик на листок, один солист свой вариант игры.
Прыг – скок! Прыг – скок! – так продолжать до конца с разными солистами.
Лягушонок – на мосток,
Прыг – скок! Прыг – скок! –
Скачет козлик по дорожке,
Прыг – скок! Прыг – скок! –
Это прыгают ладошки!
Речевые игры с музыкальными инструментами
«Молоточки»
На заводе слышен стук.
Молоточки тук, тук,тук.
Каждый что-то мастерит
По своему стучит.
Дети могут играть на деревянных палочках, ложках.
игры со звучащими жестами
Речевая игра «Дождь» со звучащими жестами.
Речевые игры с движениями «Снеговик»
СЛАЙД №12
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Мы поем логоритмическую распевку «Лиса»
Са-са-са-са Это хитрая лиса.
Су-су-су и живет она в лесу.
Сы-сы–сы много дела у лисы
Со со со она крутит колесо
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
«Музыкальные сказки» музыкальный руководитель рассказывает сказку, а дети изображают на музыкальных инструментах или на самодельных музыкальных инструментах.
«Осенняя сказка»
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
СЛАЙД №13
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Я использую игровое пособие «Парашют». Игры с парашютом позволяют тихим и застенчивым детям быстрее адаптироваться в коллективе сверстников (в этих играх не требуется, как в хороводе, давать руку другим детям, активным и гиперактивным – научиться соблюдать правила игры, взаимодействовать с детьми. Игры с парашютом не носят соревновательного характера – они учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, развивают внимание, воображение.
Игра «Ветер»
Цель: вырабатывать согласованность движений.
Игра: «Высоко – низко»
Цель: Вырабатывать согласованность движений, развивать звуковысотный, тембровый слух, внимание.
1-й вариант: Поднять парашют вверх, услышав высокие звуки голоса или инструмента на низкие звуки опустить.
2-1 вариант: При звучании бубна поднять парашют вверх, при звучании барабана – опустить вниз.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Гимнастика для глаз:
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растёт крапива.
Слева- свёкла, справа- брюква,
Слева- тыква, справа- клюква,
Снизу- свежая трава,
Сверху сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лёг.
На занятиях использую игровой массаж, он полезен всем. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
Самооассаж «Надо голову помыть»
Через слушание музыки я обогащаю эмоциональную сферу детей.
Слушаем и танцуем пальчиками. П. И. Чайковский «Вальс» («Детский альбом») Несколько детей выполняют движения пальчиками в соответствии с характером звучащей музыки. Детям-зрителям из-за ширмы видны только ладошки.
«Вальс»! Мы уже слушали его и знаем, в нем три части: 1-я спокойная, 2-я взолнованная и 3-я опять спокойная. Сегодня я предлагаю передать настроение этой музыки пальчиками.
Релаксация “Воздушные шарики”
«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Спасибо за внимание! До свидания!