Татьяна Леванова
Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите вас поприветствовать на мастере - классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Одним из которых является следующий: «Дошкольник должен иметь представление о себе, о традиционных семейных ценностях, включая гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу», что говорит о необходимости гендерного воспитания в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, кто «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.
Наблюдая за детьми, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Это ведет к нарушению гендерного равновесия.
В связи с чем, я испытывала трудности в организации образовательного процесса, с учетом гендерных особенностей детей. Настоящим выходом из сложившейся ситуации является, целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика, которое способствует проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Но дифференцированное воспитание - это не раздельное воспитание. Только тесно общаясь, дети разного пола, могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.
В работу по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, я включаю различные виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.
Сегодня я познакомлю Вас с методами и приемами организации детской деятельности, которые я применяю для формирования у детей навыков социального поведения.
Уважаемые коллеги, приглашаю Вас поучаствовать в моем Мастер-классе. Для этого я попрошу выйти ко мне 8 человек. (Вышли)
Перед вами стол с атрибутами, пожалуйста подойдите к ним и выберите себе кто хочет быть в роли мальчика - выбирает себе зеленый галстук, а девочки оденут красные галстуки.
Прежде чем начать игру, предлагаю вам поздороваться. Но так, чтобы от нашего приветствия поднялось настроение.
Для этого мы образуем два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). С началом звучания музыки оба круга начинают движение в противоположные стороны. Девочки двигаются вправо, а мальчики – влево. По хлопку вы должны объединиться в пару и поздороваться, но так, как вам будет подсказано: (спинками, локтями, ладошками). (Спасибо, присаживайтесь пожалуйста на стулья.)
Я хочу вам рассказать одну историю о той стране, в которую мы попадем.
Когда-то очень-очень давно, мальчики и девочки жили дружно и весело! потому что в этой стране рос Цветок Дружбы. Но вот они поспорили: кто из них главнее. И так крепко разругались, что стали жить отдельно друг от друга, и перепутали свои обязанности. Из-за чего, лепестки цветка Дружбы - рассыпались.
Но, оказывается, есть одно тайное средство! Чтобы ребята вновь стали дружить, нужно собрать все лепестки, а для этого нужно выполнить ряд заданий:
1. Отгадай загадку.
Ведущий: Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах (девчонки).
При всех помериться силёнкой, конечно любят лишь (мальчишки).
Прикрепляю лепесток1
2. Дидактическая игра «Собери цепочку».
Цель: формирование представлений о половозрастном развитии человека.
Ход игры: У вас на столах лежат карточки. Пожалуйста, возьмите по одной карточки, выйдите и постройтесь в «правильной» последовательности: мальчики слева от меня, а девочки, справа от меня.
Мальчики: с самого раннего возраста, до зрелого.
Девочки: от зрелого возраста, до младенчества.
Отлично! Вы справились с заданием. (Прикрепляю лепесток 2)
Присаживайтесь пожалуйста!
А Следующее наше задание называется:
3. Игра «Исправь ошибку».
Обратите внимание на экран, вы видите, изображены ситуации. От того как мы воспитаем наших детей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут. Предлагаю вам «исправить «ошибку.
Первая отвечает Команда Девочек
Мальчик в автобусе сидит, девочка стоит.
Команда Мальчиков
Мальчик сидит,а девочка несет ведро с водой.
Команда Девочек
В дверь выходит мальчик, девочка его пропускает.
Команда Мальчиков
Мальчик обижает девочку.
Очень хорошо! (Прикрепляю листок 3)
Разбор таких ситуаций, играет огромную роль в формировании гендерной принадлежности детей, их представлений о семейных отношениях, о типично женских, типично мужских эталонах поведения в культуре, об особенностях взаимоотношения полов.
4. Игра «Уложи чемодан».
Перед вами на столах находятся чемоданы. Давайте представим, что папа и мама собираются в отпуск и им нужно собрать необходимые вещи в чемодан. Что по вашему мнению, могут взять с собой каждый родитель? Девочки укладывают чемодан для мамы, а мальчики для папы.
Уважаемые педагоги, давайте посмотрим, какие же вещи сложили мальчики и девочки для родителей?
Эта игра формирует представлений о «женских» и «мужских» предметах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.
(Прикрепляю лепесток 4)
Предлагаю всем участником встать в круг
Посмотрим, что же нас ждет дальше?
5. д / и «Волшебный мешочек» (положить предметы для мальчиков и для девочек)
Цель: которой является формирование представлений детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека.
(Пока звучит музыка, мешочек передается по кругу. По окончанию звучания музыки, у кого в руках остался мешочек-опускает руку, угадывает предмет, говорит кому и для чего он нужен.)
(Прикрепляю лепесток 5.)
- Ну, а сейчас пришло время немного отдохнуть и для этого я предлагаю взять мешочки с песком. Мальчики - синие, а девочки-красные.
Игра «Король и королева» ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения.
- Предлагаю вам взять мешочки, принять правильную осанку. Положив мешочки на голову - это короны. Мальчики - короли, девочки - королевы. С началом звучания музыки, «Короли» и «Королевы» двигаются по залу. При этом мальчики держат руки за спиной, а девочки демонстрируют свои красивые платья. По окончанию музыки - король ищет себе королеву и встаёт в пару, приняв танцевальную позу, удерживая мешочки на голове. Тот, у кого упадет корона - выбывает из игры.
- Мы немного отдохнули. А теперь я предлагаю Вам присесть.
6. Лэпбук
- Мною были изготовлены лэпбуки по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки». Задания, которые представлены в лепбуке, помогают детям закрепить знания о полоролевой принадлежности. Уважаемые коллеги, выберите пожалуйста одну игру и представьте нам ее! .
- Для меня лэпбук является, незаменимым помощником!
7 Игра «Дом комплиментов».
Прошу вас подойти к столу!
- Нам осталось выполнить последнее задание, и Цветок Дружбы будет собран!
На столе лежат детали конструктора. Ваша задача, взять деталь конструктора и ставя ее на предыдущую деталь, называть комплименты противоположному полу. Я начну первая: Вы сегодня все были очень внимательные! Вот сколько красивых комплиментов мы можем сказать друг другу!
Эта игра учит детей проявлять внимание к сверстникам своего и противоположного пола. Формировать представления о мужественности и женственности.
(Прикрепляю лепесток)
- Уважаемые коллеги! Огромное вам спасибо! Вы помогли собрать Цветок Дружбы и помирить мальчиков и девочек.
Необходимо знать и понимать гендерные различия в поведении детей, и учитывать их, в организации разных видов деятельности, а также приобщать дошкольников к усвоению мужских и женских ролей в образовательной деятельности. При этом я использую такие формы и методы работы с детьми, которые позволяют им, максимально проявлять себя представителями того или иного пола.
И сегодня на память о моем мастер классе, я хочу с вами поделиться своим практическим материалом. (Дарю памятки)
Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение!