Галина Дужик
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Приёмы сказкотерапии при работе с застенчивыми детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов
«Приёмы сказкотерапии при работе с застенчивыми детьми»
Разработала Дужик Г. В., старший воспитатель ДО № 22 МБОУ «СОШ №4»
Цель: представление педагогам приемов сказкотерапии, используемых в коррекционно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Ход мастер-класса:
Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов „Приёмы сказкотерапии при работе с застенчивыми детьми“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2021
-Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня я хотела бы представить приемы сказкотерапии, применяемые для решения проблем раскрепощения эмоционально зажатых, стеснительных детей.
Предлагаю вам встать в круг и поздороваться.
–Здравствуйте. Меня зовут Галина Владимировна. Я старший воспитатель ДО № 22 МБОУ «СОШ №4» (все педагоги представляются по-очереди)
И так, вот и прошло наше знакомство.
Теперь мы с вами попробуем импровизировать. Я Вам раздам задания, необходимо изобразить сказочный персонаж, используя мимику, пантомимику, словесное сопровождение (Приложение 1)
- А теперь расскажите о своих ощущениях. Какие чувства Вы испытали, выходя сюда и исполняя задание? (страх, волнение, неуверенность, замешательство и т. п.).
- С чем это связано? (много людей, трудно петь перед большой аудиторией и т. п.)
Это ваши эмоции. А теперь представьте, как чувствует себя маленький стеснительный ребенок, когда мы пытаемся приковать внимание людей к нему, например- просим его рассказать всем сказку, или спеть песню самостоятельно, показать какое- нибудь животное, ответить на вопрос.
Мы очень часто сталкиваемся с этой проблемой. Современные дети больше закрываются в себе и в своем мире при просмотре мультфильмов на планшетах или играх на компьютерах.
Прием «Проектирование на игрушке неуверенности в себе»
Вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов, применяемых в сказкотерапии «Проектирование на игрушке неуверенности в себе»
Подобный метод дает ребенку возможность показать свое восприятие окружающего, а также переложить на игрушку внимание аудитории и раскрепощает его в театрализованной деятельности и в работах со сказками.
Но это не обязательно должны быть какие-то игрушки, изображающие сказочных персонажей. Намного интересней, когда это игрушка с придуманной внешностью, сделанная из приятных к прощупыванию материалов, например круп.
Сегодня я предлагаю изготовить игрушки, которые помогут вам преодолеть стеснение. На ваших столах находятся заготовки подобных игрушек. Вы выбираете любую, понравившуюся вам. Основа игрушки представляет собой носок, украшенный различными элементами и наполненный крупами.
Например, вот это моя игрушка. Давайте приступим. Вы можете выбрать любую крупу для наполнения носочка (пшено, горох, перловка, манка и т. д.).
(Педагоги выбирают материалы, изготавливают игрушку под музыку)
Теперь мы можем с вами попробовать действие таких игрушек на примерах. Мы плавно подошли к применению второго приема в раскрепощении эмоциональности детей - «Тренировка умения эмоционально окрасить героя сказки»
Прием «Тренировка умения эмоционально окрасить героя сказки»
Данный прием сказкотерапии мы используем на этапе обыгрывания ролей, обсуждения характеров героев. После подобных тренировок дети лучше демонстрируют эмоции, изображают различные характеры добрых, злых, трусливых героев сказок.
Каждому из вас я раздам текст докучной сказки. На листке указано, какую эмоциональную окраску либо интонацию вы должны в него вложить (Приложение 2)
(Педагоги выполняют задание)
Упражнение-разминка «Макароны»
Я вам предлагаю снять эмоциональное напряжение, которое вы испытали при выполнении данного задания. Послушайте мою сказку:
«Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабе: «Надоели мне твои колобки, свари-ка ты мне лучше макароны» Пошла бабка макароны варить.
И так представьте себя макаронами. Самыми твердыми макаронами в мире.
Поднимите руки вверх, медленно вдохните, напрягите все мышцы и представьте, что вы твердые-твердые макароны! Самые твердые макароны в мире! Задержите дыхание.
Взяла бабка макароны и кинула в кипящую воду.
Медленно выдыхайте и представьте, что вас наконец-то сварили.
Макароны стали потихоньку размягчатся, становились все мягче и мягче, пока не сварились совсем.
Вы становитесь все мягче. Тело расслаблено. Можно опуститься и на ковер.
Бабка слила воду, поставила кастрюлю с макаронами на окошко студить и забыла про них. Макароны стали подсыхать. Они начинали твердеть и становились все тверже и тверже и тверже. Вздохнула бабка,- не есть же такие макароны. Взяла их, раскрошила и покормила птиц в саду, а деду испекла еще одного колобка. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец»
Рефлексия.
Уважаемые педагоги, вы очень хорошо справились с заданием. Я надеюсь, что мой мастер- класс был интересным и познавательным для вас. Буду, если вы примените эти приемы в работе со своими детками.
Чтобы узнать ваше мнение, я предлагаю закончить рефлексией под названием «Бочка меда». На этом столе расположены две бочки: мед и деготь. Выходя к ним, выберите, в какую бочку вы положите свою фишку. При этом выскажите свое мнение, с удовольствием выслушаю замечания и поправки.
Приложение1
1. Покажите Волка из сказки «Волк и семеро козлят».
«Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся.
Ваша мама пришла молочка принесла».
2. Покажите Царицу из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
«Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
3. Покажите Петуха из сказки «Кот, петух и лиса».
«Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы.»
4. Покажите кошку из сказки «Глупый мышонок»
«Мяу, мяу спи мой крошка. Мяу – мяу, ляжем спать, мяу – мяу на кровать»
5. Покажите Бабу-ягу из сказки «Царевна Лягушка».
«Уф, уф. Раньше человеческий дух, нюхом не нюхала, видом не видела, а нынче человеческий дух сам пришёл»
6. Покажите Петушка из сказки «Заюшкина избушка».
«Кукуреку,иду на ногах, несу косу на плечах
Хочу лису посечи. А ну, пошла лиса с печи!»
7. Покажите Мойдодыра из сказки «Мойдодыр»
«Ах ты гадкий, ах ты грязный, Неумытый поросенок.
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя!»
Приложение2
1. Прочитать очень весело.
Жил – был Царь. У Царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала.
2. Прочитать со злостью.
Жил – был Царь. У Царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала.
3. Прочитать, задыхаясь от долгого бега.
Жил – был Царь. У Царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала.
4. Прочитать, изображая плач.
Жил – был Царь. У Царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала.
5. Прочитать, как будто у вас во рту горячая картошка.
Жил – был Царь. У Царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала.
6. Прочитать испуганно.
Жил – был Царь. У Царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала.
7. Прочитать так как- будто выступаете с трибуны на митинге