Дина Александровна Головачева
Мастер-класс по развитию словесного творчества у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс занятие для разучивания
стихотворения С. Есенина «Береза»
Важным звеном в развитии у детей связной речи является словесное творчество детей, которое тесно связано с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством, так как само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребенок говорит, думает. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие : при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Публикация «Мастер-класс по развитию словесного творчества у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Основное требование к играм – упражнениям заключается в том, что они должны проводиться систематически, и они должны быть интересными. Эти упражнения ставят своей задачей расширить активный словарь детей, углубить представление о художественном слове, закрепить в памяти эти слова.
Цель занятия: помочь детям почувствовать образный язык стихотворения, привлечь к творческому заданию : самим придумать, с чем можно сравнить снег, и подобрать эпитеты к словам «снег», «береза», «лес».
Наглядный материал: картина Юона «Зима».
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми рассмотрела картину Юона «Зима», обратила внимание детей на красоту берез, покрытых снегом. Затем прочитала стихотворение С. Есенина «Береза». Задала вопрос: «о чем говориться в этом стихотворении?» руки подняли все дети. Я спросила Никиту. Он ответил «О белой березе, как она покрывалась серебром». На вопрос: «Чем вам понравилось это стихотворение?», Саша ответил: «Оно рассказывается очень нежно».
Воспитатель. «Ребята, а почему это стихотворение, а не рассказ?».
Дети: «Оно складное и очень похоже на песню».
Воспитатель. «Дети, подумайте с чем автор сравнивает снег?»
Дети: «С белой бахромой, это такие белые кисточки на скатерти».
Дети добавили: «Еще снег сравнивается с серебром, потому что он белый и блестит, как серебро».
Соня: «Он не горит, а просто сверкает на солнце».
Воспитатель читает стихотворение еще раз, спрашиваю, кто из детей запомнил его. Катя с Алиной поднимают руки. Я вызываю девочек по очереди и они стараются прочитать стихотворение с моими подсказками слов и фраз. Затем я читаю стихотворение Сурикова «Зима» и спрашиваю «С чем сравнивается снег в этом стихотворении?»
Дети: «С белой пеленой».
Воспитатель: «А теперь вы подумайте с чем можно сравнить снег».
Дети подняли руки: «С белым одеялом, которое закрыло всю землю».
Дети: «С хрусталями».
Дети: «Снег белый и пушистый, как вата».
Воспитатель: «А теперь подумайте определение к слову «снег». Как можно сказать какой он?
Руки поднимают почти все.
Дети: «Про снег можно сказать. Что он блестящий, хрустальный, искрящий, холодный, сверкающий, серебристый».
Воспитатель: А теперь придумайте определение к слову «Береза». Какая она?
Дети: Пушистая, кудрявая, белоствольная, снежная – зимой.
Воспитатель: Придумайте определение к слову «Лес». Какой он? И подумайте в каком рассказе его можно употреблять, например, желтый лес – в рассказе про Осень.
Дети: Белый лес в рассказе про «Зимний лес».
Дети: Голый лес можно сказать про позднюю осень.
Дети: можно сказать «Дремучий лес», если рассказывать сказку.
Дети: Зеленый лес – летом.
Основное требование к играм – упражнениям заключается в том, что они должны проводиться систематически, и они должны быть интересными. Эти упражнения ставят своей задачей расширить активный словарь детей, углубить представление о художественном слове, закрепить в памяти эти слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : 2000.
2. Алексиева, С. А. Активизация словесного творчества / С. А. Алексиева// Дошкольное воспитание. - 1970. - №9.
3. Бородич, А. М. Методика речи детей/ А. М. Бородич. –М., 1981.
4. Ворошина, Л. П. Обучение творческому рассказыванию / Л. П. Ворошина// Дошкольное воспитание. - 1978. №4.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский - М. : - 2008.
6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В. В. Гербова. – М., 1984.