Евгения Виршиева
Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.
Изготовление поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того что бы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) " ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материала человек создает ценности и культуру.
Публикация «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом,» размещена в разделах
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки и т. д. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато - коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохраняя целостность восприятия при при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает поделку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретет уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки куки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал:" Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей. "
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что в начале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются : воспитанникам показывают рисунок поделки, которую нужно сделать, и они без предварительного анализа изготавливают поделку.
Занимательность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, формирует произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап, как прикрепить голову и другие детали.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Труд по изготовлению поделок способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженности, четкой организованностью. У детей наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют детей, побуждают их к выполнению новых поделок.
При правильной организации воспитательно - образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.