Елена Пономарева
Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Блюдо на праздничном столе»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т. к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Публикация «Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов „Блюдо на праздничном столе“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание : большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Работа с педагогами проводится в форме тренинга. В ходе реализации ожидаются следующие результаты:
1. Улучшение психологического климата в коллективе.
2. Снижение личной тревожности педагогов.
3. Повышение самооценки и уверенности в себе.
Ход мастер-класса
Приветствие участников мастер-класса.
Предварительная подготовка: В середине зала поставить стол, на котором расположить лист ватмана. По периметру ватмана поставить расположить краски, кисточки, карандаши. Подготовить музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Цель: установление эмоционального контакта между участниками, создание комфортной атмосферы для работы.
Инструкция:
Все участники рассаживаются вокруг стола. Психолог приветствует участников тренинга и просит всех назвать свое имя и рассказать о своем хобби и о своих положительных качествах.
Метод: беседа, мини-лекция.
Цель: актуальность проблемы
Уважаемые коллеги! Мы сегодня с вами собрались на тренинг по профилактике профессионального выгорания. Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т. к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание : большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Определение цели и задачи мастер-класса.
Мы сегодня с вами поучаствуем в мастер-классе, цель которого, повысить вашу самооценку, доставить удовольствие от общения, найти в себе больше достоинств и понять, какие внутренние ресурсы у вас есть.
Арт-терапевтическое упражнение
«Блюдо на праздничном столе»
Цель: повышение самооценки и значимости каждого участника группы.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам представить себя в виде блюда на праздничном столе и изобразить «блюдо» любыми способами. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки ваших коллег.
Рефлексия.
После выполнения задания каждый участник группы представляет свою работу. Важно, чтобы каждый участник рассказал о своем «блюде», нравится ли оно ему, прочему было выбрано именно это «блюдо»? Какие «блюда» похожи на ваши?
Упражнение «Закончи фразу».
Цель: обобщение полученного опыта.
Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:
«Я почувствовала…»
«Я сегодня узнала….»
«Я удивлена…».
Благодарим Вас за активное участие и проявленный интерес!
«Напутствие»
Цель: закрепление позитивного настроя, визуализация ресурсов.
Подходит к завершению наш мастер-класс. Мы узнали очень много нового и интересного о себе, о других, о жизни. Мы вместе многому научились. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение жизни.
Литература:
1. Вачков И. В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М. ,2001
2. Вачков И. В. «Метафорический тренинг» М., 2006
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб. : Златоуст, 2005