Татьяна Буслаева
Мастер класс по мелкой моторике.
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс с родителями.
Тема: «Здравствуй пальчик – как живёшь?»
Воспитатель детского сада №102 Фрунзенского района
Буслаева Татьяна Алексеевна.
Цель: сформировать у родителей знания о речевом развитии при помощи пальчиковых игр.
Задача: Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Содержание.
1. Введение.
1.1 Проблемы.
1.2 Причины.
1.3 Последствия.
1.4 Актуальность.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Картотека пальчиковых игр: с элементами самомассажа, гимнастики, с предметами, с элементами сказок, би-ба-бо
Публикация «Мастер класс по мелкой моторике,» размещена в разделах
5. Развивающая среда в группе.
7. Пордуктивная деятельность
Ход мероприятия
Здравствуйте уважаемые родители! Мы собрались с вами сегодня, чтобы обсудить одну из важных проблем. Проблему задержки речи у наших детей.
Проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день развитие речи остаётся желать лучшего (число детей, имеющих речевые нарушения увеличилось: если в 90 годы было около 32% детей с нарушением речи, то в наше время их стало 68,5%).
Институтом физиологии детей и подростков давно доказали, что уровень детской речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальчиков рук. Кроме того доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скорость, что и рука.
Значит – систематические упражнения по тренировке движений пальцев – является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движение пальчиков расположены очень близко. Работая пальчиками, мы активизируем зону, отвечающую за речь.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика».
Что же это такое мелкая моторика? Это и есть не что иное, как, движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука – глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики надо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму (М. М Кольцова, Н. Н Новикова.)
Психиатры утверждают, что дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.
Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или вялые – это не говорящие дети.
Причиной возникшей проблемы является незрелость определённых зон мозга либо их дисфункция. Поэтому необходима срочная коррекционная работа. Плохая экология также приводит к дисфункции головного мозга. Наследственность тоже, сказывается на развитии речи ребёнка. Не редки, к сожалению, бывают родовые травмы. При большом весе плода практически невозможно его извлечение без повреждения шейного отдела позвоночника или же их связующего аппарата.
Родовая травма может проявляться и в задержке речевого развития, при которой ребенок долго не говорит.
Последствия речевой недостаточности
Вы сейчас вступили в фазу становления активной речи. К концу второго года у ребенка в словаре должно быть до 300 слов, а до трех лет у ребёнка должно появиться до 1000 слов в его активном словаре. Если Вы чувствуете, что происходит задержка речевого развития, Вам надо обратиться за консультацией к логопеду. Если были проблемы в дородовом периоде либо в родах, спешите обратиться за консультацией и обследованием к невропатологу.
К чему же все это может привести в дальнейшем? Насмешки одноклассников, проблемы с письмом - это и плохой почерк, так как речевые нарушения часто сопровождаются недоразвитием мелкой моторики, проблемы с русским языком – недоразвитие фонематических процессов анализа и синтеза ведет к смешению глухих и звонких согласных, оптическому нарушению при написании букв и т. д.
Актуальность Что же делать родителям, чтобы избежать этих и других проблем связанных с нарушением речи? Незамедлительно обратиться к специалисту - логопеду. Именно этот человек поможет вам разрешить ваши проблемы: проведет полное обследование, определит план занятий и при необходимости посоветует обратиться к другим специалистам. Например, к лору и невропатологу обязательно
заняться развитием пальчиков вашего ребенка, ведь именно на них расположены точки, активизирующие речевые зоны коры головного мозга. Набраться терпения, ведь исправление речи это достаточно трудоемкий процесс для ребенка, который требует вашего постоянного внимания. Ну и, конечно, точное соблюдение рекомендаций специалиста, и своевременное выполнение домашних заданий.
Актуальность данной темы состоит ещё в том что домашние дети приходят в детский сад без навыков самостоятельности, с недостаточно развитой речью. Пальчики рук действуют синхронно, дети очень быстро утомляются.
Чем же мы можем помочь детям? - Развивать мелкую моторику пальчиков.
Это и есть цель нашей сегодняшней встречи с вами.
Научить вас проводить пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры в домашних условиях.
Пальчиковая гимнастика – мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиковые упражнения, ребёнок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Развиваются психические процессы: улучшается произвольное внимание, логическое мышление.
Улучшается слуховое восприятие - память.
Картотека пальчиковых игр и гимнастики
Готовясь к встрече с вами, я занялась поиском всевозможных пальчиковых игр и гимнастики соответствующих взрасту третьего года жизни.
Постепенно сформировалась картотека: «Пальчиковый игротренинг»
Сюда вошли:
1. пальчиковые игры с элементами самомассажа – «этот пальчик дедушка», «сорока-сорока», «этот пальчик хочет спать» и др. (приложение.)
2. Пальчиковые игры с предметами:- карандаши, мячи мелкие, «ёжики», прищепки, шнуровки и др. (приложение)
3. Пальчиковые игры с элементами сказок : «Теремок», «Колобок», «У оленя дом большой».
(приложение)
4. Пальчиковый театр – «Би-ба-бо». «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»
Вот этим мы с вами сейчас и займёмся (практикум)
Предметно – развивающая среда (обзор)
В группе была создана предметно-развивающая среда. Мы постарались создать среду, окружающую детей, таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики, а соответственно и речи. Были созданы все условия для игровой деятельности. Игровые уголки расположены независимо друг от друга, т. е. что бы машины из «гаража» не проезжали по «жилой комнате».
Созданы и оформлены уголки
1. «Дидактический стол»
3. «Доктор» (обзор)
4. «Ряжение» (обзор)
5. «Строитель» (обзор)
6. «Гараж» (обзор)
7. «Спорт» (обзор)
8. «Театральный «(обзор)
9. «Книжный» (обзор)
10. «Дидактический стеллаж» (обзор)
11. «Выставка детских работ»(в раздевалке)
В группе созданы все условия для продуктивной деятельности.
У нас это:
- Рисование. Ребёнок свободно подойти и взять лист бумаги, карандаш – сесть за стол и рисовать. Хочу показать вам одно предметные раскраски, которые мы имеем в подборке. Сюжетные раскраски для наших детей третьего года жизни ещё рано, а вот один предмет это как раз (показать образцы и работы). Используем трафареты с животными, транспортом, геометрические фигуры.
- Лепка, бумагопластика – это совместно или под наблюдением воспитателя. В лепка – учим прямолинейному раскатыванию и кругообразному, учим отрывать кусочки и расплющивать.
- Бумагопластика- учим отрывать от большого листа – маленькие кусочки и выкладывать их на рисунке.
Оказалось что это очень сложно!
Все наше творчество вы можете увидеть на нашей выставке детских работ.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-4078-1423760932.jpg[/IMG] Уважаемые родители, вот и закончился наш с вами «мастер-класс» по развитию речи детей с помощью мелкой моторики пальчиков. Ещё раз хочу напомнить, что только систематические занятия принесут пользу, и обязательно соблюдён принцип от простого к сложному.
Спасибо всем за активную работу!