Ольга Мамонова
Мастер-класс по изготовлению поделки из ткани «Клоун» к Международному Дню театра
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по изготовлению поделки из ткани к Международному Дню театра
27 марта во всем мире отмечается Международный день театра (World Theatre Day) – профессиональный праздник деятелей театрального искусства.
В 1961 году в Вене (Австрия) на девятом Всемирном конгрессе Международного института театра (МИТ) (International Theatre Institute, ITI) президент финского центра Международного института театра Арви Кивимаа предложил учредить этот праздник. Предложение было поддержано скандинавскими странами и принято конгрессом.
Публикация «Мастер-класс по изготовлению поделки из ткани „Клоун“ к Международному Дню театра» размещена в разделах
- Клоун. Веселые клоуны в публикациях на МААМ
- Клоун. Конструирование, поделки
- Нитки и ткань. ИЗО, поделки
- Поделки. Мастерим с детьми
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2022
С тех пор 27 марта (в этот день в 1962 году торжественно открылся Парижский сезон Всемирного театрального фестиваля Театра наций) отмечается как Международный день театра. Это праздник театральных работников, его также отмечают любители театра, театральные университеты, академии и школы.
Возникновение цирка и театра едино. Они берут свое начало в народных гуляниях, в первую очередь связанных с бытом и различными праздниками. Лишь намного позже произошло разделение циркового и театрального искусства на отдельные ветви.
Эти две разновидности сценического искусства продолжали влиять друг на друга. Так, даже в цирковых выступлениях неизменно присутствует определенный сюжет, смысл происходящего. В цирковые программы включаются пантомимы, различные сцены, юмористические диалоги. Особенно это характерно для клоунады. В настоящее время наиболее близки те области театра и цирка, которые сочетают в себе комедию и пантомимное выражение действительности.
В этот день хотелось бы вспомнить Анатолия Леонидовича Дуров (1864-1916) - русского циркового артиста, клоуна и дрессировщик. Для старших дошкольников можно провести беседу о жизни нашего замечательного соотечественника. Конспект беседы и презентация приведены ниже.
Великий русский клоун-дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров родился 8 декабря (26 ноября по старому стилю) 1864 года в Москве в старинной и знатной дворянской семье, к роду которой принадлежит легендарная героиня наполеоновских войн, «девица-кавалерист» Н. А. Дурова, бывшая прямой прабабушкой Анатолия. В раннем возрасте лишившись родителей. Анатолий вместе с братом Владимиром воспитывался крестным отцом, адвокатом Захаровым, который и определил мальчиков на учебу в Московский Первый кадетский корпус. (Слайд 2.)
Но военная служба совершенно не привлекала отроков, с детства мечтавших стать цирковыми артистами. Сбежав из дома, Анатолий и Владимир Дуровы устроились в труппу странствующего балагана, где взялись осваивать азы циркового искусства. (Слайд 3.)
Владимир выбрал для себя профессию дрессировщика, Анатолий же решил стать клоуном. Впрочем, на том пути ему пришлось освоить и акробатику и эквилибристику - бродячие цирки тех лет зарабатывали, как и чем могли.
Выступая с акробатическими номерами и переходя из одной труппы в другую, Анатолий Дуров объехав с гастролями пол-России. И, наконец, в 1882 году оказался в Воронеже, где итальянцем Максимилиано Труцци был выстроен один из первых и крупнейших в провинциальной России стационарных цирков. (Слайд 4.)
На этой арене под сценическим именем «Толи» Анатолий Дуров впервые выступил как клоун-дрессировщик. И, сорвав овации публики, подписал с цирком Труцци контракт на целый год.
Но спокойная и размеренная жизнь провинциального города не прельщала истинного циркача. И в 1884 году Анатолий Дуров отправился в Москву, где вступил в труппу Шумана, гастролирующую с цирком Гинне, в состав которого входили исключительно иностранные артисты. Единственный среди иностранцев, тогда он и появился впервые на арене в своем знаменитом роскошном клоунском костюме, вызывая уважение публики своим внешним видом. С этого момента за Анатолием Дуровым начала утверждаться слава будущего Короля шутов. (Слайд 5.)
Ставший первым из клоунов, выступающем без грима, в богатом костюме и под своей фамилией, а не под псевдонимом, А. Л. Дуров был мастером разговорного жанра или, говоря современным языком, стендап-комиком. Многие называют именно его родоначальником политической сатиры. Но как бы там не было, к началу 90-х годов XIX века артист оказался настолько успешным, что ведущие цирки страны не представляли свою программу без его номеров, а публика часто ходила только «на Дурова», покидая выступления прочих мастеров цирковой арены. (Слайд 6.)
В 1889 году Анатолий Дуров поехал на зарубежные гастроли. Заграницей, как и в России, русского клоуна неизменно встречали «на ура», смеясь над его колкими, жесткими, порой, обидными шутками над чиновниками и полицейскими, власть имущими и невеждами, монархами и их приближенными. (Слайд 7.)
С неизменным успехом он одну за другой объехал крупнейшие страны Европы - Германию, Австрию, Францию и Испанию. И в 1895 году в Дюссельдорфе вышел, так называемый, «Артистический лексикон», в котором были перечислены лучшие цирковые артисты всего мира. Из русских здесь назван только Анатолий Дуров. (Слайд 8.)
Кстати, посвятивший свою жизнь дрессировке животных, брат Анатолия Дурова, Владимир также стал известным цирковым артистом. Но мировой славы так и не достиг. Здесь, наверное, и кроются истоки непримиримой вражды двух братьев - родоначальников двух цирковых династий. (Слайд 9.)
К началу XX века слава знаменитого клоуна Анатолия Дурова достигла своей вершины. Его имя было известно почти всей Европе. Любой цирк принимал его с радостью, соглашаясь на все условия, на выплату огромных гонораров, достигавших пятидесяти процентов от сбора.
Часть тех гонораров тратилась на содержание собственной труппы, остальное поглощала его страсть коллекционирования. Разъезжая по миру, Дуров скупал самые разнообразные раритеты: археологические артефакты, минералы, оружие, старинную утварь и одежду, чучела животных и редкие растения, живопись и скульптуру, редкие книги и автографы великих людей. (Слайд 10.)
В конце концов, эта коллекция выросла настолько, что перевозить ее с места на место стало проблематично. И тогда Анатолий Дуров решил обзавестись собственным домом, где бы он смог разместить и, главное, показать людям свои сокровища.
(Слайд 11, 12.) В 1901 году, приехав на гастроли в Воронеж – город, где он дебютировал, как клоун, Анатолий Леонидович купил заброшенную усадьбу на Мало-Садовой улице, ныне носящей его имя, где обосновался на жизнь вместе с первой женой Терезой, тремя детьми и второй женой Еленой.
(Слайд 13.) Так Воронеж стал резиденцией артиста, которого современники, подчеркивая масштаб его дарования, называли «Шаляпиным русского цирка». И потому его собратья по цирковому ремеслу объявили город «дуровской столицей», а самого Дурова - «Почитай-губернатором» Воронежа.
Приобретенная Анатолием Леонидовичем, усадьба была перестроена им в экзотическом стиле. В ее архитектуре нашли свое отражение мотивы различных эпох и культур (Египет, Греция, средневековая Европа и т. п.). (Слайд 14.)
На трех террасах усадьбы, помимо жилого дома, стояли беседка-бельведер, грот с аквариумом, античные статуи, фонтаны, манеж для дрессировки животных, полуразрушенный средневековый замок, к которому вел подземный ход, А ниже усадьбы находилась знаменитая на весь Воронеж пристань Дурова, где в воде на сваях стоял павильон в виде большой беседки. (Слайд 15.)
Во дворе усадьбы находились так же музейные павильоны, где размещались коллекции картин, скульптуры, а также археологические и этнографические экспонаты. (Слайд 16.)
И в этом смысле заполненный раритетами дом знаменитого артиста стал одной из самых больших достопримечательностей города и первым в Воронеже частным общедоступным музеем, каталог которого насчитывал 20 различных разделов. В отдельном зале хранились картины И. Айвазовского, И. Шишкина, А. Бенуа, В. Маковского, В. Верещагина, В. Поленова и самого Анатолия Леонидовича, который писал великолепные картины маслом на стекле. Даже критики тех времен очень высоко ценили его работы. (Слайд 17.)
О характере усадьбы и ее владельца хорошо говорит надпись, сделанная Анатолием Леонидовичем при входе в дом: «Кто ходит ко мне, тот делает удовольствие, а кто не ходит - одолжение». Здесь, в Воронеже, он собрал вокруг себя всех, кого любил. В разное время в усадьбе Дурова гостили его друзья - писатели А. Куприн и В. Гиляровский, русский силач и борец И. Заикин, великий певец Ф. Шаляпин и другие люди, составлявшие славу России. (Слайд 18.)
Отдельной страницей в историю Воронежа А. Л. Дуров вписан, как человек, создавший в марте 1910 года совместно с инженером Е. О. Бурковским первую в городе секцию воздухоплавания, после чего в октябре того же года первым из воронежцев поднялся в небо над Воронежем в качестве пассажира аэроплана, который пилотировал один из самых первых русских авиаторов, легендарный атлет и чемпион мира по французской борьбе И. М. Заикин. (Слайд 19.)
С именем А. Л. Дурова так же связан и первый фильм, когда-либо снятый в Воронеже. В 1914 году на территории его воронежской усадьбы прошли съемки кинокартины «Война XX века», продюсером и режиссером которой выступил сам Анатолий Леонидович. И ту работу смело можно назвать первой в мире фарс-кинокомедией, ибо все роли в фильме сыграли свиньи, собаки, гуси, куры и индейки - более 500 домашних животных, через образы которых Анатолий Леонидович пытался показать бессмысленность войны, впоследствии названной Первой мировой. (Слайд 20.)
Анатолий Леонидович Дуров умер в возрасте 52 лет. Находясь на гастролях в Мариуполе, он заболел и скончался от воспаления легких 20 января 1916 года. Прах артиста был перевезен в Москву, где артист был похоронен при большом стечении народа в родовой усыпальнице. А на десятую годовщину смерти А. Л. Дурова, когда боль утраты стихла, писатель А. И. Куприн написал панегирик в честь своего друга: «Я рад, что могу теперь гораздо свободнее сказать, что Анатолий Дуров, дававший людям во всю свою большую жизнь так бесконечно много беззлобного, свежего смехе, приковывавший их глубокое и здоровое внимание к своим ученым веселым и милым зверятам, что этот величайший русский цирковой артист, впервые показавший, что клоун не шут, а художник и сатирик, что он достоин своего памятника: пусть по нынешним временам не в бронзе, а хотя бы в благородных признательных сердцах». (Слайд 21.)
В начале 1930-х годов московскими властями было принято решение о сносе старинного кладбища, где находилась усыпальница рода Дуровых. И потому урна с прахом «Короля шутов» была перевезена родственниками в Воронеж, где она более полувека хранилась под крышей знаменитого дома - поначалу жилого, а в 1978 году переоборудованного под музей А. Л. Дурова. И только в 1997 году урна с прахом великого русского клоуна-дрессировщика была предана земле - во дворе усадьбы, под могильной плитой с лаконичной, как у всех королей, надписью, не требующей пояснения, кому принадлежит это надгробие. (Слайд 22.)
В качестве наглядного пособия, во время беседы, может быть использован наглядный материал - иллюстрации из энциклопедий, поделка «Клоун из ткани», которую мы с вами постараемся выполнить.
Материалы и оборудование: разные виды ситца, сатина и т. д., цветная бумага и картон, бумага для квиллинга, тесьма, линейка, карандаш, ножницы, клей.
1. Вырежьте из цветного картона прямоугольную основу.
2. Из разных тканей вырежьте колпак, 2 рукава, кофту, штаны, 2 ботинка.
3. Из цветной бумаги вырежьте голову, 2 руки, произвольно – детали лица.
4. Приклейте нос, глаза, рот к голове. Из бумаги для квиллинга сделайте волосы (сложите ее гармошкой).
5. Приклейте на основу голову, на нее за середину волосы, на волосы колпак. Затем приклейте кофту, руки, рукава, штаны и ботинки. В последнюю очередь приклейте бант и кружочки мячики. Ботинки можно украсить тесьмой.
Наш клоун готов!
Совет для воспитателя
Из ткани можно сделать любого персонажа в настоящем ситцевом платье или клетчатых штанах. Но оригинально получаются и пейзажи – лужайки из ситца в цветочек, домик из полосатой или клетчатой ткани.
Список использованной литературы
1. Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки. - М. : АЙРИС-пресс, 2015. - С. 96-97.
2. Историческая связь цирка и театра: https://www.letopis.info/themes/circus/istoricheskie_svjazi_cirka_i_teatra.html
3. Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»: https://bravovoronezh.ru/kultura/kultura-i-iskusstvo/teatr-i-kino/korol-shutov-anatoliy-leonidovich-durov-1864-1916/