Светлана Безмольская
Мастер-класс по использованию театральных кукол, для подготовки ребёнка к социализации «Такой большой Маленький мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по использованию театральных кукол, для формирования опыта педагога в подготовке ребёнка к социализации в условиях детского дома
«Такой большой Маленький мир».
Цель:
Публикация «Мастер-класс по использованию театральных кукол, для подготовки ребёнка к социализации „Такой большой Маленький мир“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
создать условия для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт подготовки ребёнка к социализации, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Задачи:
-ознакомить педагогов с методикой использования куклотерапии в работе с детьми;
-представить для ознакомления копилку :кукольный театр.
-развивать умение педагогов использовать различный материал для изготовления кукол, составлять историю для осознании ребёнком причинно-следственных связей с применением кукольной игры.
Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Оборудование: презентация, разные виды театральных кукол; для изготовления кукол :ножницы, нитки, ткань, иглы.
Ход мероприятия:
1. Теоретическая часть.
Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир… Л. Войцехович
Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.
В настоящее время кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д., он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Как помогает мне в работе куклотерапия?
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол.
Задачи, которые решаю на данном этапе:
-получить недостающую информацию о ребёнке в неформальной обстановке (окружение ребёнка, как проводит ребёнок свободное время, внутрисемейные отношения);
-развитие мелкой моторики;
-развитие способности к самовыражению. Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от негативных эмоций, нежелательной усталости.
Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.
Слайд 6
2. Процесс «оживления» куклы.
Задачи:
-развитие мелкой и грубой моторики;
- приобретение социальных навыков.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации.
-развитие умения управлять эмоциями;
-развитие коммуникативных навыков;
-развитие речи;
С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать.
-профилактика и коррекция страхов.
3. Кукольный театр.
Слайд 7
Итогом выполнения поставленных задач на всех этапах
является:
-участие ребёнка в кукольном театре;
-преодоление страха, тревожности;
-повышение у ребёнка самооценки;
-получены необходимые сведения о ребёнке.
В триаде решения важных задач участниками являются :
специалист-ребёнок-родитель, где ребёнок является центром пирамиды.
По мере решения задач растёт сам ребёнок, растут его возможности. Ребёнок становится более успешным в обществе. Специалист работает совместно с родителем, привлекая последнего к решению этих задач. Родитель совместно с ребёнком изготавливает куклу, проигрыванию ситуаций с ребёнком. Немаловажную роль играет и само окружение ребёнка: друзья, одноклассники, другие взрослые и дети, которые привлекаются к кукольной театрализации совместно с ребёнком.
В куклотерапии использую такие варианты кукол: пальчиковые куклы, теневые куклы, ложковые куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы.
Рассмотрим коротко их:
Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи.
Пальчиковые игрушки можно изготовить из разных материалов. Они могут быть деревянными, вязанными, бумажными. Пожалуй, проще всего сделать пальчиковые игрушки из бумаги. Конечно, такой пальчиковый театр не долговечен, но зато через время его можно не жалея выбросить и нарисовать новый. Кроме того, можно нарисовать персонажей любой сказки и рассказывать ее малышу в лицах. По крайней мере, такой постоянно меняющийся театр ребенку точно не надоест.
Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.
Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Куклы-марионетки. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
2. Практическая часть:
1. Изготовление куклы-марионетки:
1. Формируем туловище для куклы из ткани. Делим на две части: голова и туловище.
2. Изготовим платье. Вам понадобится платочек, или кусочек материала в форме квадрата. Покрываем туловище и обвязываем нитью вокруг сформированной головы.
3. Теперь вам нужно прикрепить нити к импровизированным рукам,к голове. Нити скрепляем на концах в виде петли, для удобства управления куклой.
Участники разбиваются на 2 группы:
Задание для участников:
Дано начало истории:
Медвежонок в школе
В одном лесу жила семья медведей: папа, мама и два медвежонка, один постарше, другой помладше. Семья медведей была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили медведя-отца за мудрость и смелость. Маму любили за ее доброту и мягкость. Старшего медвежонка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего медвежонка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко. Пришло время младшему медвежонку идти в школу.
(С какой проблемой может встретиться Медвежонок и как ему помогли с ней справиться другие сказочные герои)
Участники выбирают возможных героев ситуации. Куклам изготавливают маски из бумаги.
(Возможные проблемы в школе у Медвежонка: стал драться, обижают одноклассники, нет друзей в школе.
Выход из ситуации: родители могут организовать какое-нибудь весёлое мероприятие, на которое пригласят других детей. Если обижают одноклассники-найти общество таких же детей, где его особенность будут ценить, а не отторгать Например: если много говорит-отдать в театральный кружок, если высокий- на баскетбол)
Б)Представление группами своих ситуаций и обсуждение.
Участники предлагают дополнительные варианты разрешения ситуации.
Обсуждение.
-Расскажите о своих ощущениях в роли героя.
-Актуально ли использование кукол в работе педагога с детьми?
Слайд 12
3. Итог.
Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать средством для развития социальной уверенности.