МААМ-картинки

Мастер-класс по инновационной деятельности STEM-образования «Работа с комплектом «Удивительная математика»

Ирина Деева
Мастер-класс по инновационной деятельности STEM-образования «Работа с комплектом «Удивительная математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс по инновационной деятельности STEM-образование модуль «математическое развитие» на тему: «Работа с комплектом «Удивительная математика».

Цель: Повысить уровень методической компетентности воспитателей в организации работы с детьми по познавательному развитию через использование современного образовательного оборудования и элементов инновационной STEM -технологии в работе с дошкольниками.

Публикация «Мастер-класс по инновационной деятельности STEM-образования „Работа с комплектом „Удивительная математика“» размещена в разделах

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с новым образовательным оборудованием STEM-технологии (комплект «Удивительная математика»).

2. Побудить коллег к широкому использованию игровых технологий, элементов STEM-технологии (блок «Математическое развитие»).

3. Обучить педагогов методам и приемам работы с математическими весами и кругами для классификации на занятиях по ФЭМП.

4. Развивать практические, творческие умения участников мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию эле-ментарных математических представлений у дошкольников невозможна без ис-пользования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. Одной из таких технологий яв-ляется STEM–технология. «STEM» включает в себя расшифровку первых букв слов:

- «science» - наука;

- «technology» -технология;

- «engineering» - инженерия;

- «math»- математика.

В математическом модуле STEM образования выделяются 5 направлений:

1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями;

2 направление - Знакомство с величинами;

3 направление - Знакомство с числами в пределах 10 и 20;

4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием.

5 направление – Развивающие игры.

Для решения этих задач я использую STEM образование, которое помогает под-готовить детей к технологическим инновациям жизни, научить быстро, ориентироваться и решать проблемы, развить критическое мышление

Для комплексного решения задач по всем пяти направлениям я в своей работе использую комплект «Удивительная математика». Набор "Увлекательная математика" предназначен для индивидуальной и групповой работы с детьми с целью получить новые и закрепить имеющиеся знания основ математики. Комплект «Увлекательная математика» состоит из 28 совершенно различных наборов, с помощью которых дети в игровой форме постигают стороны, геометрические фигуры, простейшие представления о чертежах, понимание веса и объема и многое другое.

Так как комплект состоит из довольно простых деталей, их легко применить в любых учебных и игровых занятиях. Включение мелкой моторики позволяет использовать «Увлекательную математику» психологам и логопедам.

Комплект состоит из многофункциональных пособий, которые помимо матема-тических навыков выполняют также и ряд других функций:

• изучение основ математики, подготовка к начальной школе, социально-коммуникативное развитие

• познавательное развитие (развитие воображения; формирование первичных представлений об окружающем мире, изучение основ математики

• речевое развитие (умение слушать, комментировать свои действия, описы-вать различные действия / предметы, математический язык)

• художественно-эстетическое развитие (восприятие и понимание окружающего мира; самостоятельная творческая деятельность)

• физическое развитие (развитие мелкой моторики обеих рук, тактильной чув-ствительности, координации).

Комплектация :

1. Счетный материал

В комплект «Удивительная математика» включены различные наборы счетного материала : «Транспорт», «Дикие животные», также включен и тематически нейтральный материал. Все счётные материалы подходят для изучения счета; игр и упражнений, направленных на знакомство с математическими операциями сложения и вычитания; занятий, направленных на изучение особенности множеств и выражение этих особенностей в речи.

2. Блоки логические

В набор входит 60 элементов, которые различаются по четырем призна-кам:

Форма: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник.

Размер: большой маленький.

Ширина: узкий, широкий.

Логические блоки развивают математический словарь детей, они учат описывать свойства блоков с использованием математической терминологии. С кольцами для сортировки при помощи «Логические блоки» можно изучать множества и их характеристики, пересекающиеся множества по нескольким признакам.

3. Кольца для классификации предметов: большие и настольные.

Кольца для классификации подойдут для обогащения возможностей работы с логическими блоками, наборами счетного материала. Детям будет наглядно доступно понятие множества, если поместить изучаемое множество в одно из колец. По мере изучения различных свойств объектов с кольцами удобно изучать пересечение множеств по 1, 2, 3, 4 признакам.

3. Звенья фигурные. Набор с карточками заданий.

360 звеньев разного цвета и различной формы способствуют развитию различ-ных математических представлений и операций. Материал отлично подходит как для формирования самых базовых математических представлений и дей-ствий: сортировки по цвету, форме, так и при сложном изучении сложения, вы-читания. Преимуществом использования набора на занятиях с различными за-дачами становится то, что изучение математики происходит в деятельности (со-единения или разъединения фигурных звеньев, в процессе развивается и тонкая моторика обеих рук.

4. Мозаика «Геометрические фигуры»

250 деталей мозаики спроектированы так, чтобы в игровой форме дети закреп-ляли множество математических представлений. Мозаика может использоваться как на занятиях с задачами на развитие навыков конструирования, так и на раз-витие логики, творческого мышления, измерения. В комплекте «Увлекательная математика» включен набор карточек для самостоятельной работы детей с мозаикой, в которой они смогут познакомиться и закрепить математическое содержание.

5. Кубики соединяющиеся 2 см.

Набор соединяющихся между собой кубиков подходит для реализации широко-го комплекса задач : как по развитию навыков конструирования и творческого мышления, так и по совершенствованию математических представлений. Коли-чество кубиков позволяет изучать счет и закономерности одновременно с 30 детьми (при комплектации 10 кубиков на каждого). В наборе кроме прямо-угольных кубиков есть разнообразные элементы для реализации задумок детей в конструировании. Комплект карточек с заданиями разной сложности помогает в свободной самостоятельной деятельности детей закреплять математические представления и умение работать по схеме.

6. Палочки счетные «Геостикс».

Палочки из набора могут использоваться на этапе знакомства с мерками для из-мерения длины, при плоскостном конструировании, при знакомстве с геометрическими фигурами. В набор включены карточки для самостоятельной работы детей. Карточки выстроены от самых простых к наиболее сложным, что позволяет детям регулировать степень сложности задания, с которой они способны справиться.

7. Гео-планшеты. Набор 6 штук.

Гео-планшеты позволяют закреплять представления о плоскостных геометрических фигурах: дети могут конструировать их при помощи резинок, исследовать длины сторон разных фигур, используя разные по размеру резинки. Метки на планшетах позволяют закрепить счет от 0 до 10. На планшетах можно моделировать цифры при их изучении.

8. Весы детские

В наглядной форме весы позволяют детям усвоить идею о том, что предметы различаются по величине и это можно объективно измерить. При попарном взвешивании 3-5 объектов детям доступна сериация предметов – от самого тя-желого к самому легкому и наоборот. Исследования с весами касаются и избавления от стереотипа «большой – значит тяжелый», так как позволяет это наглядно фиксировать.

9. Доски маркерные «Клетка»

С помощью маркерной доски дети легко ориентируются в пространстве. С по-мощью дополнительных игрушек дети могут придумать друг другу маршруты для передвижения, тем самым учатся составлять алгоритмы и читать их, а также учатся работать с символом и знаком. Понимают направления сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева, знакомство с пространственными отношениями близко, далеко. После того как будут освоены основные направления, можно предложить движение оп диагонали. Разделив маркером лист пополам закреп-ляют понятия симметрия/асимметрия. А также понятия «вертикаль», «горизонталь». Возможность стереть «неправильную линию» дает возможность пробовать и ошибаться.

10. Зеркало геометрическое.

Экспериментируя с зеркалом, и плитками различной геометрической формы ребенок может понять, как меняется отражение фигуры, находясь на зеркале или между зеркалами, а также как влияет угол расположения зеркал на их композицию (пробовать получить разные изображения, меняя только расположения зеркал). Экспериментирование с зеркалами становится важным для понимания отношений «часть-целое», так как зеркала позволяют увидеть целый рисунок, приложив лишь часть.

11. Пентамино

Данное пособие способствует развитию мышления, умения сопоставлять, соотносить детали таким образом, чтобы заполняемая поверхность была «без разрывов», выкладывать фигуры различной формы. Так же с помощью деталей можно начать изучение понятия «площадь». Ведь, не смотря на то, что детали все разные площадь их одинаковая. Это можно проверить, если посчитать коли-чество кубиков в каждой детали, а так же перенести фигуру на бумагу и рас-стричь по кубикам, а потом попробовать составить другую фигуру из набора, используя только эти кубики.

12. Дроби. Круги.

Пособие легко можно использовать в сюжетно-ролевых играх, тем самым неза-метно для детей знакомить их с понятиями целое, половина, четверть, треть и т. д. Также у детей есть возможность наглядно разобраться с понятием «дробь», понять, что значит, 1/3, и т. д. Играя и работая с пособием дети могут предполагать, формулировать гипотезы и проверять их, путем наложения и сопоставления.

13. Зеркала в геометрических фигурах.

Данное пособие расширяет представления детей о зеркалах, так как в набор входит 5 зеркал разной формы, размера и цветов: квадратное плоское зеркало, треугольное плоское зеркало, квадратное вогнутое зеркало, квадратное плоское зеркало. Также наличие нескольких зеркал делает возможным видеть, что про-исходит за спиной, не поворачиваясь (игра «шпион).

14. Мозаика Peq Board

C помощью пособия дети легко освоят понятия «плоскость» и «объем», так как детали легко крепятся друг на друга. Так же в игре закрепляются понятия «вы-ше на…», «ниже на…», таким образом дети совершают математические опера-ции «сложение» и «вычитание». Дети могут конструировать, используя схемы, а также создавать их самостоятельно, тем самым закрепляют понятие «схема». Также педагог может использовать мозаику при «графическом диктанте», то есть давать детям словесную инструкцию, используя понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», количество и цвет.

15. Фигуры геометрические 8см.

Расширенный набор состоит из 12 геометрических тел в 6 цветах (основание 8 см) и включает в себя: куб, цилиндр, конус, треугольная призма, квадратная призма, квадратная пирамида, треугольная пирамида, шар, полусфера, параллелепипед, пятиугольная пирамида, пятиугольная призма и шестигранная приз-ма. Предназначен для знакомства с основами геометрии, объемными формами. Развивает пространственное мышление и ориентировку в пространстве, расположение предметов относительно друг друга. Позволяет познакомиться с понятиями: основание, вершина, сторона, ребро.

16. Танграмы. 4 цвета.

Танграм состоит из плоских фигур, которые складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. Фигура, которую необходимо получить, при этом может задаваться в виде силуэта, внешнего контура, ре-ального объекта, а может быть придумана самостоятельно. Таким образом, ребенок учится работать со схемой : составлять и «читать» их. Путем составления фигур можно получить новую фигуру или фигуру большего размера.

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам, подробнее познакомится с од-ним из пособий, которое я использую для развития математических способно-стей детей «Математические весы». Данное пособие я применяю на занятиях и в индивидуальной работе по математике.

Задачи:

- формирование представлений о равенстве и неравенстве;

- освоение и закрепление исследовательским путем состава числа из двух меньших, составление и решение примеров и задач;

- ознакомление с принципом работы весов, знакомство с понятиями

величина, масса предмета, равновесие;

- формирование умения сравнивать предметы по величине, массе;

- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логическо-го мышления;

- развитие познавательного интереса, любознательности и исследовательской деятельности;

- подготовка ребенка к школьному обучению.

Ценность пособия состоит в том, что дети делают все наглядно, манипулируя с грузами.

Математические весы представляют собой балансирующую на устойчивой под-ставке планку, с расположенными с каждой стороны от центра на равном рас-стоянии друг от друга штырьками под номерами от 1 до 10. В игровой матери-ал также входят грузики весом 10 грамм Набор предназначен для дошкольников от 4-х лет. Может показаться, что математические весы выполняют ту же функцию, что и калькулятор, но у них есть важное преимущество: весы выдают не только правильный ответ, но и показывают, как мы его получили. Это гораздо полезней для мыслительных способностей ребенка и развития у него тяги к новым знаниям

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказы-вают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже вос-торг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

Практические задания для педагогов:

- Уважаемые коллеги! Давайте проверим их уникальность на практике.

*** С помощью лотерейного мешочка с цифровыми шариками, помощник выби-рает участников м/к из присутствующих гостей (доставая шарики из мешочка, громко объявляя номер, соответствующий номеру места). Чьё место совпало с вытянутым номером становится участником м/к

Сравнение чисел

Работу по формированию элементарных математических представлений у детей м начинаем с элементарного действия – СРАВНЕНИЯ ЧИСЕЛ. Знакомим с понятиями РАВЕНСТВА и НЕРАВЕНСТВА

Для наглядно-практического представления работы математических весов по этой теме достаточно надеть весовую пластинку слева на необходимую цифру, и справа надеть пластинку на соответствующее число. Весы уравновесились - наши числа равны. При работе с определением неравенства чисел мы сравниваем левую часть с правой, поэтому вешаем пластинку на левую часть балансира на нужное число, на правую сторону подвешиваем пластинку на число с которым мы хотим сравнить. Результат: весы перевесились в сторону с большим числовым значением. Правая сторона не равна левой.

следует учесть знания (практический опыт) детей о работе рычага : перевес зависит не столько от количества пластинок на сторонах весов, сколько от их расположения относительно его центра и края 8=8, 8<10

Например, мы хотим сравнить числа 3 и 5, соответственно повесьте один груз слева под цифрой 5, а другой справа под цифрой 3, какой вывод мы можем сделать?

С помощью математических весов мы знакомим и закрепляем материал по теме СОСТАВ ЧИСЛА.

Надевая пластинку на штырёк с числом с одной стороны и нужное количество пластинок с другой стороны, мы уравновешиваем планку-балансир в горизон-тальном положении, это будет наглядной демонстрацией правильного ответа. Знакомясь с темой Состав числа, дети путем подбора могут определить меньшие части. Результат будет виден по горизонтальному расположению планки весов. (10) его составные части:1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5 (на экране появляется схема состава числа 8 из двух чисел. Конкурсанты самостоятельно выполняют задание).

Познакомившись с темой СОСТАВА ЧИСЛА, дошкольники легко овладевают математическими действиями. Математические весы помогают детям в решении простых примеров и задач. СЛОЖЕНИЕ и ВЫЧИТАНИЕ

Например, мы хотим сложить числа 2 и 3, вешаем грузики на соответствую-щие цифры с левой стороны линейки. Третий грузик вы должны повесить спра-ва самостоятельно, отвечая на вопрос 2+3= ?Считаем – получаем 5. Проверяем себя – вешаем грузик справа на соответствующую цифру (5). Весы уравновесились – значит, мы выполнили правильно.

Если мы хотим выполнить действие вычитание, возьмем пример 6-2. вешаем грузик слева под цифрой 6, а второй справа под цифрой 2. Третий груз вы должны повесить справа самостоятельно, отвечая на вопрос 6-2=? Считаем - по-лучаем 4. Проверяем себя - вешаем грузик справа на соответствующую цифру (4). Весы уравновесились, значит, мы выполнили задание правильно

А сейчас поработайте самостоятельно. Педагоги выполняют задания на карточках.

Заключительная часть м/к

Благодаря опытному решению заданий дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Большую радость, удивление и восторг они испытывают от своих открытий, которые они добились от самостоятельной работы.

o Понравилась ли вам работа с М. весами?

o Насколько проста, удобна и доходчива работа с данным материалом для взрос-лых, для детей?

o Данный мастер-класс был ли для вас интересен и полезен?

o Будете ли вы применить полученные навыки работы с М. весами в своей про-фессиональной деятельности?

С помощью Математических весов оцените нашу работу, повесьте весовую пластинку справа на планке от 1 до 10.

- Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности»Мастер-класс «Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности» «Грачи прилетели» - коллективная работа с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности (мастер-класс) Цель: углубление.

Детский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возрастаДетский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возраста На каждом шагу можно встретить такие симпатичные арт-объекты, как бутылки с цветной солью. Они продаются в магазинах, но такую бутылку.

Фотоотчёт «Удивительная математика»Фотоотчёт «Удивительная математика» "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".(М. В. Ломоносов) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.

Конспект ООД по ФЭМП с использованием элементов STEM-образования в средней группе «На цветочной полянке»Конспект ООД по ФЭМП с использованием элементов STEM-образования в средней группе «На цветочной полянке» Конспект ООД по ФЭМП с использованием элементов STEM-образования в средней группе «На цветочной полянке» Цель: формирование элементарных.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по инновационной деятельности STEM-образования «Работа с комплектом «Удивительная математика»
Опубликовано: 8 сентября 2024 в 11:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по инновационной деятельности STEM-образования «Работа с комплектом «Удивительная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Деева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД