Любовь Рыбакова
Мастер-класс по формированию математических представлений у детей «Остров математических сокровищ»
Мастер – класс по формированию математических представлений у детей через использование логических игр и упражнений по теме: «Остров математических сокровищ».
Цель. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.
Задачи.
Публикация «Мастер-класс по формированию математических представлений у детей „Остров математических сокровищ“» размещена в разделах
- Знакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений, вызывать желание к сотрудничеству, взаимопониманию. Материалы и оборудование: обруч с разноцветными лентами, разноцветные колпачки, листы бумаги с наборами геометрических фигур, зеленые шары из сухого бассейна, счётные палочки, карточки с цифрами, фломастеры, двухцветные квадраты В. Воскобовича.
Для чего вообще маленьким детям нужно знакомиться с элементами логики? На этот вопрос можно ответить словами большого любителя логических головоломок, математика и детского писателя Л. Кэролла. Он писал: «Методы эти позволят Вам обрести ясность мысли, способность находить собственное оригинальное решение трудных задач, выработают у вас привычку к систематическому мышлению и что особенно ценно, умению обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть увлекательным искусством логики. Попытайтесь. Вот все, о чем прошу я.» Все мы знаем, и это не секрет, что некоторые дети испытывают трудности в начале обучения в школе. Они все знают, умеют читать, считать, некоторые – писать, они до автоматизма заучили правило, но у них не развиты мыслительные процессы. Такие дети закованы, не приучены искать пути решения задачи. Необходимо научить детей осмысленно осознавать, анализировать задание, а не заучивать механически. Поэтому развитие у ребенка с самого раннего возраста умения рассуждать, определять существенные признаки предметов, сравнивать и обобщать их требует пристального внимания родителей и воспитателей. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. А, значит, цель воспитателей и родителей – научить ребёнка играть. А в процессе игры потихоньку, незаметно знакомить детей с определёнными понятиями, давать нужную информацию. Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Мы с ребятами каждый день играем в разнообразные игры, в том числе и в логические. Логические игры, такие, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пифагор», незаменимы для развития детей дошкольного возраста. Когда дети решают эти игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Геометрические головоломки развивают фантазию ребёнка. Для обучения детей умению находить сходство, тождество или отличие предметов использую такие игры, как «Найди такой же», «Найди пару», «Найди отличие». В старшей группе часто использую логические упражнения «Продолжи логический ряд» на возрастание или убывание величины, на чередование геометрических форм. В игре «Собери урожай» дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, выполнять арифметические действия, осуществлять сериацию, например, можно разложить в корзиночки морковки по длине, толщине. Знакомя детей с основными признаками, свойствами предметов, я использую игру «Логический поезд», в которой дети прицепляют к поезду вагончики только треугольной или квадратной формы. Игра развивает у детей мышление, умение группировать предметы по основному признаку, умение связно формулировать свои мысли. Очень нравятся детям игры с волшебным квадратом Воскобовича. Это игра – головоломка на трансформацию фигур. В средней группе дети с удовольствием складывали домик, конфету. Дети старшего возраста находят спрятанные геометрические фигуры, превращают квадрат в плоскостные и объемные фигуры. В этих играх у детей развивается образное логическое мышление, формируется способность к анализу и синтезу. С удовольствием дети выполняют геометрические и графические диктанты, благодаря которым развиваются логика, пространственные представления, память, внимание, мелкая моторика. Очень любят дети играть со счетными палочками. Счетные палочки называют задачами на смекалку геометрического характера. Играя, дети решают логические задачи на построение и преобразование геометрических фигур и предметов (изображение узоров по образцу, по памяти). Все эти перечисленные игры учат умению строить рассуждения, а значит и логически мыслить. Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обучения. И эти результаты видны сразу в том, как месяц за месяцем улучшаются знания детей, расширяется мировоззрение. Так приятно видеть плоды своей работы! Б. Паскаль утверждал: «Наши знания никогда не могут иметь конца, именно потому, что предмет познания бесконечен». Стремление к профессиональному росту, непрерывному саморазвитию и совершенствованию – необходимые условия становления личности педагога.
Ход мастер-класса
Уважаемые педагоги! Вы знаете, что иногда бывает трудно подобрать раздаточный материал для проведения занятий по математике. Сегодня я покажу и расскажу о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательные математические игры – тренажеры и как использовать их для развития у детей логического мышления. Итак, я приглашаю вас посетить Остров математических сокровищ и хочу поделиться сокровищами с вами.
Отгадайте загадку: «Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит» (река). Нам нужно переплыть через реку, чтобы перебраться на Остров математических сокровищ. На чем можно переплыть через реку? (Ответы педагогов)
Геометрический диктант «Лодка». (Положить в середине листа прямоугольник, справа от него – маленький треугольник, слева – маленький треугольник, вверху – длинный прямоугольник, справа к прямоугольнику приставить большой треугольник.)
Что получилось? Какая фигура лишняя?
Садимся в лодочки и переплываем через реку.
На острове живут гномы. Они умело мастерят математические игры, а тех, кто приходит в гости к ним, одаривают своими математическими сокровищами. Вот и сегодня гномы ждут вас, чтобы поделиться секретом мастерства игр. Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и на некоторое время превратиться в гномов – мастеров. Согласны?
(Предложить воспитателям надеть разноцветные колпачки: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
Гномы приглашают вас отправиться в мастерскую страны великой Математики на математической карусели. Прошу занять места. Семь педагогов – гномов становятся по кругу, друг за другом, берутся за ленточки.
Ножкой топнем, по плечу соседу хлопнем.
За ленточки возьмёмся, по кругу прокатнёмся.
Скажем «Ах» и окажемся в гостях.
Воспитатель: Педагоги, мы с вами попали в страну великана. У него в этом году уродился отличный горох. Давайте мы с ним поиграем.
(Предлагаю педагогам взять по одной зеленой «горошине» из корзины.)
Пальчиковая игра с горохом. (В игре используются шары из сухого бассейна, которые педагоги по ходу игры передают по кругу.)
Пальчик, пальчик мой хороший,
Крепко ты сожми горошек,
Покрути и покатай
И другому передай. (2-3 раза)
У кого тут хмурый вид
Что – ли голова болит?
Боль прогонит сей – же час
Антистрессовый массаж.
А теперь повернитесь друг за другом и лёгкими движениями похлопайте горошинами по спине соседу.
Что в горбу? Денежки! Кто копил? Дедушка!
Сколько? 1,2,3,4,5 (и в другую сторону).
Молодцы! Немного размялись, настроение прекрасное. Отправляемся в мастерскую гномов и занимаем свои «рабочие» места.
В математическом арсенале гномов есть -
«Сокровища волшебных палочек»
Игра: «Фигурный - конструктор»
Можно использовать трубочки для коктейля, счетные палочки, деревянные цветные палочки и бусы. Детям младшего возраста предлагается составить разные геометрические фигуры. Для детей постарше – конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу.
Варианты игр с фигурами.
- Сделайте квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек нужно для построения квадрата? Прямоугольника?
- Из семи палочек сделайте 3 одинаковых треугольника.
- Из десяти палочек – 3 одинаковых квадрата.
Игры с выкладыванием изображения предметов по образцу.
Воспитатель предъявляет детям карточку в течении 1-2 минут, потом убирает, и дети воспроизводят узор на столе.
Игры на преобразование.
- Постройте домик из 11 палочек. Нужно переложить одну палочку, чтобы домик смотрел в другую сторону.
- В фигуре, изображающей стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.
-В фигуре из шести квадратов переложить 3 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.
Загадка про стаканчики.
В солнечный, жаркий, летний денёк, Гномы вышли гулять на лужок. Очень жаркая погода была, И жажда гномов одолела тогда. Бумажный рядом оказался друг, И гномы опять ожили вдруг. (Стаканчик) «Сокровища волшебных стаканчиков»
Игра: «Гусеничка» Понадобятся стаканчики с цифрами (цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить бумажные цифры). Задание: поставить стаканчики по порядку, в обратном порядке. Игра: «Путаница» Задание: отыскать, какие числа поменялись местами. В игре можно ввести соревновательный мотив – разделить детей на 2 команды: кто справиться быстрей. Игра «Прятки» Цель: развивать умение рассуждать, логически мыслить, внимание, память, закреплять состав числа в пределах десяти. Для игры ставим стаканчики по кругу, под один из них прячем камешек, цифру. Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 7. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше камешков – тот и победил! А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как занимают очень мало места для хранения и в них можно вставить ложечки!
Загадка про ложку. Утром, вечером и днём Собираются гномы за столом Ждёт их каша, суп, окрошка, А поможет есть им … ложка.
«Сокровища волшебных ложек»
Используем для игр одноразовые разноцветные ложки. Прокалываем горячим острым предметом конец ручки ложки, соединяем ложки тесьмой, наносим маркером на ложки математические знаки, – и можно играть в игры «Веселый счет», «Угадай число».
А нам сегодня ложки помогут решить…
логические задачки.
1. Ты да я, я мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
2. Сколько ушей у трех мышей? (6)
3. Сколько лап у двух медвежат? (8)
4. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)
5. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах (2кг.)
6. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
7. Росло четыре березы. На каждой березе по 4 большой ветке. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на березе яблоки не растут)
8. На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)
9. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый (3часа)
10. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).
11. Сколько раз должен пилить медвежонок бревно, чтобы у него получилось 4 полена? (3) 12. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном, и не в круглом. В аквариуме плавала зеленая рыбка? (в круглом) Загадка про теннисный шарик.
Любят гномы поиграть - шарик друг другу бросать.
Шарик над столом порхает, от ракетки убегает.
Что за чудная игра, это … (теннисная игра)
Придумываем игры с шариком сами.
Логическая задача «Угадай, где шарик?»
На стол ставится 3 стаканчика, под один из них прячется шарик, Надо угадать, под каким стаканчиком находится шарик, если это не тот стаканчик, который стоит справа, и не тот, на котором написана цифра 7.
«Игра со стаканчиком, ложкой и теннисным шариком». Педагоги стоят со стаканчиками в руках на одной стороне, а на другой стороне педагоги с ложками, которые находят цифру на теннисном шарике, соответствующую цифре на ложке. Кладут шарик на ложку и переносят его в стаканчик. Кто быстрее перенесёт в ложке шарики, тот и выиграет.
Спасибо нашим педагогам – гномам за умелое мастерство. Сделанные игры вашими руками можете забрать с собой на память. И мне пора прощаться с вами, а вам возвращаться домой. Но пока мы находились на острове, поднялся сильный ветер и наши лодки унесло. Как мы вернемся в детский сад? (ответы педагогов) А поможет нам вернуться домой Волшебный квадрат.
Вроде бы квадрат не простой
И обычной формы.
Но ты приглядись, постой!
Он – «квадрат – трансформер»!
Квадрат Воскобовича – это универсальное творческое пособие, которое можно использовать многократно. Превращая квадрат в разные фигуры, дети учатся давать характеристику геометрическим фигурам. Сколько уголков у квадрата? (4, -покажите середину квадрата,
-превратите большой квадрат в маленький, - превратите большой треугольник в маленький, - превратите квадрат в прямоугольник. Игра «Угадай, что получилось?»
(превращение квадрата в домик, конфету, семафор, башмачок, лодочку и др.)
Для того, чтобы вернуться в детский сад, мы построим объемную фигуру – самолётик. (Воспитатели самостоятельно выполняют работу.)
Рефлексия.
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей
и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.
Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый
педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит
количество прекрасных мгновений вашей жизни.
Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,
добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и
добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро
намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам,
каждому, кто встретится вам на Пути.
Я благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и дальнейшего роста вашего профессионального мастерства.