Анна Выскорка
Мастер-класс для педагогов «Поле финансовых чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности».
1 ЧАСТЬ
Мастер - класс по финансовой грамотности «Поле финансовых чудес»
(Материал 1 части представлен в виде слайд – шоу)
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию предпосылок финансовой грамотности.
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом работы по применению эффективных методов и приёмов для формирования предпосылок экономической грамотности у старших дошкольников;
- обучить участников мастер-класса методам и приёмам в педагогическом процессе;
- развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Оборудование, материалы, инструменты: планшет, ноутбук, мольберт, карты по количеству участников, записи отрывков из мультфильмов, книги со сказками, иллюстрации сказочных персонажей.
Ход:
Педагог : Доброй день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной и пройдет с пользой.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое современное направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечё нными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Многие родители озадачивают ребенка фразой «Сейчас нет денег!». А дошкольники еще не знакомы с финансовыми отношениями во взрослой жизни, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. Зачастую родители вообще считают, что «дети и деньги» понятия несовместимые. И не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным.
В этом и заключается актуальность данного вопроса- помочь детям по мере взросления избежать многих ошибок в сфере финансов, заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью необходимо учитывать особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:
- В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
-В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.
-В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Задача педагога детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. А ребенку дошкольнику наиболее близка игра.
Сделать финансовое воспитание понятным поможет разработанная мной игра «Фермерское хозяйство». В игротеке, подборка которой представлена в кабинете педагога- психолога, который одновременно является кабинетом развивающих игр, мной разработано данное игровое панно (по аналогии игр В. В. Воскобовича). Данное пособие предполагает мобильность, вариативность, трансформируемость, последующее вовлечение в деятельность новых объектов и персонажей (в зависимости от тематики и желания детей). Данное пособие можно применять как для первоначального изучения темы, так и для закрепления определенных понятий. Оно развиваеткак дидактические навыки игры, так и предпосылки для ролевых игр. Одновременно, реализуя данное направление работы, я обратилась к технологии плоскостного макетирования. В данном игровом пособии представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, выполненных из фетра, который рекомендую педагогам использовать в работе с детьми в воспитании финансовой грамотности. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Многогранно решается задача ранней профориентации дошкольников, осуществляется систематическая работа по знакомству дошкольников с миром профессий ( в данном случае у детей формируется представление о фермерском хозяйстве: ферма, пасека, фермерское подворье, профессия «фермер» и тд)
В игровых сюжетах на данном панно уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, моделируют реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. (Привести примеры)
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания задач ( заданий: собрать урожай, реализовать, провести рекламную кампанию, обговорить доход семьи итд). Усложнение требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих пониманию детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
Прослеживается интеграция образовательных областей: дети получают богатый опыт по ознакомлению с окружающим, социализации, трудовой деятельности, безопасности идр. В процессе игры с данным игровым панно устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Для возникновения самостоятельных игр создаются необходимые условия: ставится проблема или игровая ситуация, которая обговаривается и подбирается соответствующий дидактический материал по теме. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» и способствуют умственному и личностному развитию.
ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ ФОКУС - ГРУПП ПО СООБЩЕНИЮ
2 ЧАСТЬ
- Сегодня на мастер-классе я представляю наиболее эффективные методы и приёмы формирования предпосылок экономической грамотности у старших дошкольников. Вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки, которые вы можете складывать в копилки. Заработанные деньги уйдут в семью Ивановых, которые на семейном совете подсчитают свои доходы и распланируют расходы. Желаю успеха!
Но чтобы настроиться на практическую часть мастер- класса, предлагаю провести разминку:
1. " Финансовый эрудит"
2. Вам предстоит сейчас отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.
Продолжаем нашу игру. «Мульти-пульти»
3. Все дети любят смотреть мультфильмы. Предлагаю отгадать из какого мультфильма эти слова:
-Дети любят сказки. Через чтение сказок мы также знакомимся с экономическими понятиями.
- Предлагаю игру «Угадай – ка».
3ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ: Изготовление рекламы
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без. (рекламы)
Проблема - расширение и обогащение знаний о рекламе. Осуществить практический процесс создания рекламы как необходимого условия реализации продуктов труда.
Педагогическая актуальность. Реклама — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации.
МОТИВАЦИЯ:
Семье фермеров Ивановых (заказчики рекламы) необходимо как можно быстрее реализовать свою продукцию. Они обратились в рекламное агентство, чтобы им сделали рекламу для ЯРМАРКИ на их продукцию.
Участникам мастер- класса предлагается разбиться не две фокус-группы для изготовления рекламы (готовят рекламные проспекты из фетра с элементами творчества и новизны).
- Вам нужно прорекламировать продукцию этой семьи: фруктово-овощную и мясомолочную. Придумать слоган и сделать рекламный плакат. Реклама будет представлена на ярмарке сельско- хозяйственной продукции.
Весь необходимый материал у вас на столе.
Правила рекламы: краткость, образность, привлекательность для потребителя.
Напоминаю, что в рекламе обязательно надо отметить все лучшие качества продукции, преимущества перед другими товарами.
Общение с членами фокус-групп, помощь, умение направить работу в нужное русло.
Как вы думаете, кому выгодна реклама? (покупателю - потому что, он узнает о товаре и услугах, может сравнить цены с другими магазинами. А также реклама выгодна заказчику, чтобы как можно больше узнали о его товаре, быстрее получить прибыль от продажи)
Что должны узнать люди из рекламы? (отражается полезность фруктов и соков для организма). Обговаривают варианты эскиза, выслушать рекламодателя, не перебивать собеседника. Предложить вместе с фоторепортером посетить фермерское хозяйство, сделать несколько снимков продукции.
Какой должна быть реклама? (доброй, правдивой, яркой, красочной).
Где может размещается реклама? (в магазинах, на улицах, зданиях, стойках, столбах, на радио, телевидении и т. д.)
Рекламные распространители прикрепляют изготовленный рекламный плакат. Привлечь внимание на плакат и прорекламировать.
- Подсчитайте свои монетки, и помогите семье правильно распределить семейный бюджет по категориям, которые вы найдете на карточках-подсказках.
Команды распределяют бюджет. Каждая команда представляет свой вариант.
Семья благодарит вас за оказанные услуги.
РЕФЛЕКСИЯ