Татьяна Хухорева
Мастер-класс по дорожной безопасности на тему «Изготовление макета перекресток при помощи бросового материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов; объединение усилий педагогов в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1.
Обучить педагогов поэтапному созданию макета «перекресток» при помощи бросового материала;
Публикация «Мастер-класс по дорожной безопасности на тему „Изготовление макета перекресток при помощи бросового материала“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Лепка с использованием бросового материала
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
2.
Совершенствовать навыки педагогов, необходимые при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.
3.
Воспитание взаимоотношений и взаимоподдержки в коллективе.
Оборудование:
макет перекрестка, готовые конструкции домов и грузовика; для изготовления которых понадобиться: спичечные коробки, цветная бумага (готовые выкройки для самостоятельного творчества); ножницы, кисточки, клеёнки, салфетки, клей; изображения дорожных знаков, светофора, зеленых насаждений, регулировщика, крепления для воздушных шаров, киндер – игрушки, буклеты для педагогов.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о дорожной безопасности детей дошкольного возраста. И наш мастер – класс пройдет под девизом: «Правила дорожные, знать каждому положено»
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах нашей страны гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Зачастую это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема.
Необходимо с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, воспитывать законопослушного гражданина.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в работе с детьми необходимо уделять особое внимание обучению их правилам безопасного поведения на дороге.
В работе с детьми по данному направлению в первую очередь необходимо создать специальные условия: в группах должны быть оформлены Центры «Безопасности», куда входят:
• Макет перекрёстка.
• Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, знаки.
• Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
• Светофоры, дорожные знаки.
• Настольные игры, лото, домино, кубики, мозаики.
• Плакаты по правилам дорожного движения,
• Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
• Подборка литературы (методической и детской).
• Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, досугов и развлечений, цикл консультаций
Материал по ПДД должен подбираться сообразно детским возможностям, иными словами, такой, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время деятельности выявилась их сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения необходимо учитывать три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, необходимо всегда обращать внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обращать внимание детей на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Наилучшего результата можно достичь, сочетая ролевые и интеллектуальные игры. Первые позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. А интеллектуальные игры требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их.
Давайте остановимся с вами на Игре на макете «Перекресток» - это очень хорошее средство обучения детей дорожной грамоте. Работу на макете можно усложнять по содержанию в соответствии с возрастом: дети знакомятся с окружающей обстановкой, с дорожными ситуациями, «ловушками», учатся предвидеть опасность.
Коллеги, как нам известно, в каждой группе, начиная со среднего возраста, хотели бы вы этого или нет, должен быть макет перекрестка. Проще всего, конечно купить готовые дома, машинки, деревья, расставить их на доске, и макет готов. Это тоже вариант, но для средней группы. А вот со старшими дошкольниками макет можно изготовить своими руками.
На сегодняшнем мастер - классе я хочу рассказать, показать и научить Вас, уважаемые коллеги, как можно поэтапно, совместно с детьми создать макет перекрестка с помощью бросового материала.
Предшествующая работа такова, вам необходимо изготовить на листе ватмана или ДВП разметку пересечения двух дорог.
Далее вся последующая работа может проходить совместно с детьми.
На занятиях вместе с детьми можно сконструировать из бумаги дома разной сложности.
I Этап. Изготовление домов из бумаги
1. Домик кубической формы (самый простой способ).
Ребенку предлагается квадратный лист бумаги, расчерченный на девять равных квадратиков с выделенными линиями надрезов. Ребенок делает надрезы, сгибает по пунктирным линиям, получается куб, который оформляется в свободной форме (окна, двери). (показать готовый домик).
2. Многоэтажный дом с балконами (самый сложный)
(показать готовый многоэтажный дом). Ребенку предлагается большой лист прямоугольной формы (А4) с разметками для сгибов и надрезов. По выделенным линиям делаются надрезы, сгибается по пунктирным линиям, получается многоэтажный дом с балконами. Оформляется в произвольной форме (двери, окна).
IIЭтап. Изготовление транспорта из бросового материала.
С помощью двух спичечных коробков можно изготовить автомобиль-фургон (показать готовый автомобиль). Необходимо спичечные коробки обклеить заготовками из цветной бумаги. Дополнить работу (колеса, окна, фары, номер).
Эти этапы, уважаемые коллеги, для вас будет творческим (продуктивным). Давайте условно поделимся на три подгруппы. Одна подгруппа будет выполнять домики кубической формы, другая – многоэтажные дома, и третья – автомобили. Но сначала разомнемся, сделаем небольшую гимнастику.
Завели машину, (моторчик)
Накачали шины, (качаем)
Улыбнулись веселей (улыбаемся)
И поехали быстрей! (крутим руль)
Теперь приступим к выполнению заданий. Я раздам вам схемы изготовления построек и образцы готовых изделий.
Эта работа развивает у детей мелкую моторику пальцев рук, глазомер, внимание, мышление, сообразительность, память при конструировании поделок из готовых форм, определяя расположение частей поделки, называя их и конструируя в определенной последовательности, фантазию и художественный вкус.
Дома и машины можно устанавливать на макете «Перекресток». Но на нашем перекрестке не хватает знаков и зеленых насаждений
III Этап. Изготовление дорожных знаков, светофора, зеленых насаждений с помощью бросового материала и картона.
Из подручных материалов: креплений от воздушных шаров, картона можно совместно с детьми изготовить для макета дорожные знаки, светофор, зеленые насаждения.
Этот этап также будет практическим. Предлагаю вам с помощью креплений от воздушных шаров и изображений сделать дорожные знаки и зеленые насаждения.
Их также можно установить на нашем макете.
Теперь только осталось заполнить тротуары пешеходами – киндер-игрушками, и в игровой форме обучать детей правилам дорожного движения.
Вы жизнь свою оберегайте
И правила дорог не нарушайте.
Не зря говорит русский народ,
Что береженого Бог бережет!
А сейчас посмотрите: у вас на столе у каждого лежат два кружочка – красный и зеленый. Прошу вас сдать мне один кружок, зеленый – если наш мастер-класс вам был интересен, познавателен и полезен. И красный – если наше занятие вам не понравилось и не пригодится в работе. Спасибо большое, мне было приятно с вами сегодня работать, буду рада, если вам в работе пригодятся полученные на нашем мастер-классе знания и умения. И, в завершение, хотела бы вам подарить буклеты по дорожной безопасности.
Спасибо за внимание.