Галина Мудрак
Мастер-класс плетения в технике «Кумихимо» для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
13.04.2023г. в дошкольном отделении МОУ "Удельнинская гимназия" прошел мастер - класс техники плетения "Кумихимо" для воспитателей.
Цель мастер-класса: расширение знаний о декоративно – прикладном творчестве – плетение шнура, знакомство с историей возникновения и развития плетения японского шнура и искусства в мире.
Задачи мастер - класса:
1. Познакомить с историей развития техники «Кумихимо»;
2. Активизировать творческий потенциал
3. Научить плести шнуры в технике «Кумихимо».
Публикация «Мастер-класс плетения в технике „Кумихимо“ для воспитателей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Плетение
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На мастер - классе использовался наглядный материал, музыкальное сопровождение (японская музыка, нитки, ножницы.
Ход проведения мастер - класса.
1. Теоретическая часть.
История техники "Кумихимо"
Дословно название этого искусства переводится как «плетение шнурков», «сплести веревки». Его родина – Япония. Именно там в VI веке зародилось кумихимо.
Некоторые ученые утверждают, что технику придумали скандинавы. Но у этой версии нет основательных подтверждений. Интересно, что первыми плести шнуры начали не девушки-рукодельницы, а суровые и мужественные самураи.
Бойцы подпоясывали плетеными кожаными или шелковыми веревками свои кимоно. Со временем техника усложнялась, с помощью кумихимо стали делать прочные подвязки.
Приблизительно в 700 году искусство переняли буддисты, и оно приобрело сугубо религиозное значение. Позже рукоделие перешло в женские руки, его стали использовать для создания различных украшений, подвязок, браслетов и т. п. Плетеные шнуры получались красивыми, эластичными и очень удобными, а потому прочно укоренились в повседневной жизни японцев. В XVI веке кумихимо вышло на профессиональный уровень. Люди стали серьезно изучать это искусство, открывали собственные мастерские. В некоторых японских городах до сих пор работают магазины, в которых продают исключительно плетеные шнуры. Там же организуют мастер-классы для тех, кто хочет научиться технике плетения.
Станки для "Кумихимо"
Люди быстро поняли, что намного удобнее плести шнуры не просто на какой-то поверхности или на весу, а на специальных подставках. Для этих целей придумали несколько видов станков. Самые популярные из них: круглый (Марудай) и квадратный (Такадай). Марудай получил большее распространение, он более компактный и простой в изготовлении. На нем можно сплести различные типы шнуров: квадратные и круглые, спиральные и многоугольные, с отверстиями и желобком и т. п.
Упрощенные варианты станков
Не все могут позволить себе держать дома большой стационарный станок. Поэтому их упростили, сделали мобильными, чтобы их можно было брать с собой в дорогу и заниматься любимым хобби в любом удобном месте. Приспособления для кумихимо делают из плотной бумаги, прочного картона, тонкого пластика или пенопласта. Мини-версия Марудай представляет собой диск. Сделать его своими руками довольно просто. Берете походящий материал, вырезаете круг диаметром примерно 15 см. В центре заготовки вырезаете ровное отверстие около 5 см в диаметре. Готовый шнурок будет проходить через это отверстие. По окружности на одинаковом расстоянии друг от друга делаете 32 надреза по 2 см каждый. Мобильный станок для кумихимо готов.
По той же схеме делается Такадай, только заготовка вырезается не круглая, а квадратная или прямоугольная. По центру также вырезается отверстие, а по периметру делаются насечки: по 8 на двух противоположных сторонах, и по 1 на двух других.
Из чего плести и типы шнуров
Традиционно шнуры плели из шелковых нитей или кожи, нарезанной полосками. Со временем технология упростилась, сегодня для кумихимо используют любые нити: мулине, шерсть, хлопок, акрил и т. п. Все зависит от изделия. С опытом вы поймете, какие нити больше подходят для фенечек, а какие лучше брать для поясов или подвязок. СОВЕТ! Длина используемых нитей должна быть в 2-3 раза больше предполагаемой длины готового изделия.
Помните, что чем толще нити, тем толще получится шнур, но и рисунок на нем будет хуже различим. На первых этапах не стоит брать слишком тонкие нити, вы можете в них запутаться. Также в начале не замахивайтесь на слишком сложные рисунки. Начните с чего-то простого.
Самый распространенный среди рукодельниц тип плетеного шнура – круглый. Именно из него делают фенечки. Плюс в том, что он получается из любого количества нитей, начиная от 4. На круглом шнуре удобнее всего тренироваться, оттачивать технику. На станке с 32 делениями максимально можно использовать 16 нитей.
ПАЛИТРА ЦВЕТОВ
красный – цвет энергии, огня, мужества и уравновешенности. Этот оттенок является сильным оберегом от сглаза;
розовый – цвет нежности и любви. Возлюбленные с таким оттенком чувствуют спокойствие и умиротворение;
оранжевый – цвет энергии и полноты восприятия жизни. Этот цвет показывает позитивный настрой на новые знакомства и общение;
желтый – цвет творчества и жизненной энергии. Такой оттенок помогает в реализации целей;
зеленый – олицетворяет мощь природы. Зеленая нить очищает душу от зла и негатива;
синий – дарит вдохновляющее настроение. Это один из самых спокойных цветов;
белый – символ абсолютной чистоты. Это знак правильного пути;
серый – в чистом оттенке этот цвет несет негативную энергетику, но если он приближен к серебру, его приравнивают к лечебному;
черный – считается негативным цветом, но означает властное положение в обществе.
Стандартный порядок плетения выглядит следующим образом:
1. Ведущей рукой берется верхняя нить и перемещается вниз. Вставить ее нужно в деление справа от нижней нити.
2. Нижняя вытаскивается из прорези и поднимается в деление слева от первоначального расположения верхней нити.
3. Станок поворачивается против часовой стрелки так, чтобы метка начала оказалась слева. Теперь левая нить стала нижней, а правая — верхней. Поступают с ними точно так же: верхнюю — вниз, а нижнюю — вверх, немного смещая, как и в первых двух шагах.
Снова поворачивается станок и повторяются те же действия. И так до момента, когда шнурок станет нужной длины.
Из 4 нитей довольно быстро можно сплести браслет или шнур для подвязывания волос. В результате он выйдет не круглым и не плоским, а, скорее, квадратным, так как с каждой стороны бралось одинаковое количество нитей. Но его сечение не будет так заметно, как, например, у шнура из 16 нитей. Схемы кумихимо на 16 нитей выглядят немного сложнее, но алгоритм действий совсем не отличается. Он будет иметь отличия только в случае использования разных станков — круглого или квадратного.
Технология для начинающих:
1. Нарезается 8 нитей одинаковой длины. Цвета выбираются разные, сочетающиеся между собой.
2. Пряди складываются пополам, делается петелька, которая закрепляется любой ниткой. Нитки опускаются в разрез станка петлей вниз и закрепляются. Между ними должно находиться по 2 деления. Для того чтобы тесёмка получилась крепкой, с красивым, ровным узором, нитки нужно хорошо натягивать.
3. Витье заключается в поочерёдном переносе волокон к свободным ячейкам с чередованием цвета. Делается это таким образом. Снимается правая нить верхнего сектора, перемещается вниз и закрепляется с правой стороны.
4. Потом снимается левая нитка нижнего отдела, перемещается вверх, закрепляется слева. Станок поворачивается против часовой стрелки, повторяются такие же шаги.
5. Постепенно внизу диска будет формироваться плетёнка с узлом и кисточками на конце. Продолжать нужно до формирования нужной длины косички.
6. После этого вся конструкция снимаются со станка, завязывается узелок для фиксации узора. С обеих сторон концы ровняются ножницами, формируются одинаковые по длине кисточки.
2. Практическая часть
По образцу воспитатели выполняют своими руками плетение шнура в технике "Кумихимо" под сопровождение японской расслабляющей музыки.
Воспитатели дошкольного отделения не только открыли для себя что - то новое, познакомились с историей искусства плетения в технике "Кумихимо", но и научились плести из восьми нитей, используя данную технику.
Воспитатель: Мудрак Г. И.