Надежда Костальон
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования — зендудлинг, арт-терапия для взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
«Нетрадиционная техника рисования – зендудлинг, арт-терапия для взрослых и детей»
МБДОУ десткий сад № 76 «Рябинка» МО г. Новороссийск
Костальон Надежда Николаевна - Старший воспитатель
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники рисования «зендудлинг».
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционная техника рисования — зендудлинг, арт-терапия для взрослых и детей“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Дудлинг, зентангл
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
- познакомить педагогов со стилями «дудлинг», «зентангл»;
- обучать последовательности выполнения работы в стиле «зендудлинг»;
- создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Ожидаемые результаты мастер - класса :
- повышение креативности педагогов;
- возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
- формирование положительной самооценки педагогов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
- бумага, карандаши, линеры, гелевые ручки, восковые мелки, фломастеры
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА :
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия.
I. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Добрый день уважаемые коллеги!
Когда человек улыбается на его лице работает 18 мышц, когда хмурится – 43 мышцы, т. е. на 25 мышц больше. Так что полезнее: хмуриться или улыбаться? Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш мастер-класс.
Всем известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывает его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты.
Процесс рисования совершенствует : наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Специальные исследования показали, что есть своеобразный критический момент, когда простое чирканье карандашом и бессмысленные каракули начинают обозначать что-то.
В рисовании дети :
- совершенствуют графические умения, координацию движений руки в выполнении штриха по контуру, а затем самостоятельно тренируют глазомер, развивают концентрацию и устойчивость внимания, точное зрительно-пространственное восприятие в составлении образов знакомых предметов на бумаге с помощью обводки трафаретов, линеек.
На деле мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда наши малыши не рисуют. Или рисовали увлеченно и вдруг - перестали. Для того чтобы рисование и другие виды изобразительного искусства были для детей любимым и желанным занятием, он должен чувствовать себя в таком творчестве счастливым и успешным. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается. И если ребенок на какое – то время перестал рисовать – это не повод для огорчения.
Говоря о желании рисовать, нельзя не сказать о том, что может привычный стиль рисования ему уже не интересен ребенку - однообразие утомляет и надоедает. К счастью, сейчас можно найти практически любые материалы для творчества, и их ассортимент настолько разнообразен, что скучать малышу не придется. Значит, пришло время пересмотреть свое отношение к творчеству и внести свежую струю.
Как же можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Решением этой проблемы можно найти в новом творческом подходе в изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление творить и фантазировать, способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали. Необходимо, чтобы у них формировалось естественная потребность в применении техники по мере того как, развивается творческая фантазия и ребёнок овладевает арсеналом творческих возможностей.
- В сегодняшнем мастер-класс речь пойдет о технике рисования «зендудлинг», который применяется в арт-терапии.
«Зендудлинг» состоит из «дудлинга» и «зентангла». «Дудлинг»(от английского doodle)- это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-либо занятия, рисунок-медитация. Процесс рисования простыми элементами. Попросту закорючки, рисунки на полях, то, что мы рисуем неосмысленно, машинально во время телефонного разговора, скучной лекции, просто задумавшись. Такие рисунки могут быть как абстрактными, так и иметь определенную форму и даже сюжет.
В зентангле есть определенные правила - в идеале узоры для зентангла рисуют на квадратах 9 на 9 см. область рисунка ограничена линией (произвольной, или даже несколькими линиями-секторами, в которых располагают разные узоры.
Зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи - Риком Робертсом и Марией Томас. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша. И тут совсем некстати говорить об аккуратности или правильности линий.
Итак, в чём состоят различия техник дудлинг и зентангл?
Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Сегодня поэтапно нарисуем сову в стиле «зендудлинга». Вначале компонуем лист. Сову нарисуем в центре листа. Можно взять шаблоны, что мы с Вами и сделаем сегодня. Весь рисунок можно вначале нарисовать простым карандашом, а можно взять гелевую ручку, линер или фломастер.
2. Нарисовали контурный рисунок совы. Затем нужно контурный рисунок поделить на разные секторы. Рисунок можно придумать самим. Подробно прорисовать крылья. Также добавить перышки на хвостике и ушках, не забыть про маленькие лапки. Дорисовать сове веточку, чтобы у нее было на чем сидеть.
Важно знать! Некоторые орнаменты могут повторяться несколько раз — это даже хорошо.
Индивидуальная помощь педагогам. Объяснение.
Обратите внимание! Совсем не обязательно точно повторять орнаменты. Добавьте рисунку оригинальности и собственной индивидуальности. Можно менять порядок орнаментов, придумывать свои и т. д.
Поздравляю! Сова полностью готова! Осталось украсить веточку, и дорисовать фантастические листочки.
Комментарий:
Такие занятия помогают детям воспитать уверенность в своих силах и способностях. Педагогам же данная техника помогает расслабиться и отвлечься. Нельзя, конечно же, забывать, что есть традиционные приемы рисования, которые являются основой изобразительного искусства, должны иметь приоритетное значение. Частое применение нетрадиционных техник лишает рисунок «индивидуальности».
Влияние занятий зендудлингом на детей :
• Коррекционно-развивающее - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающее - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативное - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательное - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к процессу творчества и познания.
Влияние рисования в технике зендудлинг на педагогов :
• Профилактика эмоционального выгорания.
• Формирует положительную самооценку.
• Развивает мелкую моторику.
• Профессиональная самореализация педагога.
• способствует релаксации;
• приносит вдохновение;
• способствует развитию творческих способностей;
• избавляет от стресса и негативных эмоций;
• спасает от бессонницы;
• улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.
• Помогает «перегрузить» мозг.
III. РЕФЛЕКСИЯ
Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи я хочу пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами в работе с педагогами, детьми и родителями, душевного равновесия, гармонии семейных отношений.
Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и прошу высказать свои эмоциональные ощущения от встречи.
- Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе использовать данный прием и где и для чего?
- Что понравилось в работе?
- Что вызвало затруднения?
И в заключении хотелось бы добавить: В зендудлинге фантазия безгранична, нет никаких строгих правил и есть огромный простор для творчества!